Проблема большинства других авторов, пишущих про "выживание",
состоит в том, что они как бы ориентируются на людей, которые
сначала создают себе трудности, а потом героически из них выби-
раются. В отношении этих авторов возникает подозрение, что они
скорее подбивают своих читателей на влезание в трудности, чем
удерживают их от этого. Что же касается меня, то я сильно
склоняюсь к мысли, что умение предупреждать трудности гораздо
важнее умения успешно их преодолевать. В этом ключе и выдержана
данная книга.
Александр Бурьяк
* * *
В вопросах выживания большинство людей проявляют крайнее неве-
жество и беспечность, хотя склонны болтать о вреде радиации,
тратить огромные деньги на врачей и лекарства, регулярно устрем-
ляться с сумками "на природу". Среди простого народа ходит масса
вздорных поверий, вроде того, что замерзшую часть тела надо
растирать снегом, а пострадавшего от молнии, но еще живого
человека присыпать землей. Подобные глупости могут стоить жизни
не повинным в них людям.
В периодической печати время от времени появляются материалы,
относящиеся к проблемам выживания. Существуют целые журналы,
посвященные различным аспектам этой темы, и даже публикуются
книги. Приветствуя тенденцию в целом и с удовольствием используя
кое-что для собственной работы, автор не может не обращать
внимания на явную поверхностность многих публикаций.
К примеру, отпечатанный в Германии и блестящий по оформлению
журнал советует покупателям, как выбирать мясо: "Консистенция
продукта должна быть упругая, запах, свойственный виду мяса, без
признаков порчи". Интересно, какая консистенция еще считается
упругой, а какая -- уже нет, в чем состоят признаки порчи, и кто
решится покупать мясо со странным запахом?
Или уважаемая и начитанная в вопросах психологии дама
рекомендует женщинам носить туфли на "шпильках", чтобы бить
насильников этими "шпильками" в живот. Интересно, опробовала ли
она сама свой совет: качаясь на одной "шпильке", попасть другой
в живот (или пониже) домогающемуся ее мужчине? И, может быть,
надежнее носить кроссовки и вовремя переходить на бег, не рискуя
растерять по пути обувь?
Еще один известный специалист по выживанию советует собирать в
пустыне воду, испаряющуюся с растений: надевать на куст верблю-
жьей колючки или другого растения пластиковый пакет и завязывать
его внизу. В нижней части пакета якобы будет скапливаться вода. Если
учесть, что не порвать пластиковый пакет на верблюжьей колючке
довольно трудно, а даже небольшое отверстие значительно снижает
количество конденсата, и что, кроме того, затруднительно извлекать
воду из обвязанной вокруг стебля или ствола горловины пакета,
то представляется очень сомнительным, что этим кто-то сможет
воспользоваться, даже если основательно запасется пакетами.
Аналогичный знаток приемов самоспасения рекомендует в случае
поражения глаз слезоточивым газом при разгоне митинга промывать
их мочой. Надо быть совершенно лишенным чувства реальности, чтобы
советовать подобное человеку, который находится посреди
мечущейся толпы.
Еще кто-то советует эпизодически проветривать духовку газовой
плиты -- чтобы горючий газ не скопился там и не взорвался. Если
учесть, что духовка имеет отверстия сверху и снизу, становится
непонятно, каким образом газ будет там задерживаться, но угроза
взрыва впечатляет и заставляет беспокоиться ...
В общем, неудачных публикаций в этой области хватает. Возможно,
что и в данной книге обнаружат что-нибудь, оставляющее желать
лучшего, поэтому автор с интересом воспримет любые критические
замечания.
При написании книги использовались следующие источники:
- Популярные пособия по действиям в опасных ситуациях.
- Описания "робинзоновских" экспериментов по выживанию в
естественной среде.
- Художественные книги и кинофильмы: детективы, боевики,
триллеры и пр.
- Элементы подготовки разведывательно-диверсионных подразде-
лений.
- Различные школы единоборств (джиу-джитсу, карате, айкидо
и пр.).
- Хроника несчастных случаев, аварий, стихийных бедствий,
преступлений.
- Инструкции по охране труда и технике безопасности.
- Традиционные культуры, экспонаты этнографических музеев.
- Собственные приключения и эксперименты автора.
За многими из рекомендаций, приведенных в книге, стоят полу-
чившие широкую огласку или оставшиеся в тени, но доподлинно
известные автору несчастные случаи, которые не описываются им
единственно из соображений краткости. В любой стране ежедневно
происходят тысячи трагических происшествий, о подавляющем боль-
шинстве которых умалчивается в средствах массовой информации,
потому что эти происшествия слишком однообразны, слишком трагич-
ны, и более частые сообщения о них отравили бы многим жизнь, а
многих сделали бы безразличными к смерти и чужим страданиям, как
это имеет место среди солдат-окопников, пресытившихся ужасами
войны.
* * *
Предметом настоящей книги являются правила индивидуального
выживания. Из множества сведений, которые можно отнести к этой
теме, выбрано то, что не является очевидным и не усваивается в
системе обычного образования. Некоторые рекомендации выглядят
парадоксальными, странными и несерьезными, но это не значит, что
они бесполезны. Факторы, не угрожающие непосредственно здоровью
и жизни, но способные вызвать значительные материальные потери,
тоже рассматриваются в этой книге, поскольку потери ведут к
чрезмерным переживаниям, а чрезмерные переживания -- к депрессии,
болезням и разным непоправимым глупостям.
Вообще говоря, почти всякая деятельность направлена в конечном
счете на выживание, или, по крайней мере, такой нам кажется.
Здесь же рассматриваются только те мероприятия, которые
направлены на выживание непосредственно.
В совокупности сведений, имеющих отношение к выживанию, можно
выделять следующие компоненты:
- нужное для всех, нужное для некоторых;
- неочевидное, очевидное;
- важное, второстепенное;
- то, что надо ...
- хранить в памяти (поскольку требуется часто или
в ситуациях, когда нет возможности заниматься чтением);
- держать в справочнике, который всегда под рукой;
- иметь в книгах личной библиотеки.
В данную книгу вошло по преимуществу то, что в каждой из
указанных классификаций указано на первом месте.
Совокупность факторов, существенных для выживания, а также
используемых для этого средств, можно классифицировать
различным образом:
- По источникам опасности: связанное с ...
- естественной средой (ее живой и неживой частью);
- искусственной средой (изделиями человека);
- социальной средой.
- По вредным воздействиям: связанное с ...
- механическими воздействиями;
- тепловыми воздействиями;
- электричеством;
- ядовитыми веществами;
- излучениями.
- По защищаемому объекту: связанное с защитой ...
- организма (желудка, глаз, легких и т. д.);
- психики;
- вещей;
- положения в обществе.
- По обеспечиваемым потребностям: связанное с обеспечением
питания, сна, очищения, обогрева и т. д.
- По событиям, вызывающим действие вредных факторов:
связанное с войнами, стихийными бедствиями, техническими
катастрофами, экономическими кризисами и т. п.
- По способу защиты: запасание, дублирование, использование
защитных приспособлений, развитие навыков, закаливание,
управление процессами в организме, выбор местоположения и пр.
- По областям знания: изучаемое эпидемиологией, психиатрией,
химией, криминалистикой и т. д.
Различные сочетания классификационных признаков дают ситуации,
имеющие неодинаковую вероятность и значимость. Упорядочение све-
дений в этой книге производится по наиболее типичным ситуациям,
поэтому нередко оказывается, что часть аспектов некоторого пред-
мета рассматривается в одном месте книги, часть -- в другом.
Можно выделить также следующие особенности использованного
в этой книге подхода:
- Она является не справочником, а учебником, то есть почти все
ее содержимое представляется достойным запоминания.
- Технические самоделки не предлагаются: самозащита строится на
основе общедоступных готовых средств.
- Не избегаются интимные физиологические подробности и другие
обычно не обсуждаемые детали, если знание их существенно для
выживания.
- Приемы выживания за чужой счет не рассматриваются.
- Предполагается, что типичный читатель этой книги не в состоя-
нии уделять много времени своей подготовке к неприятностям,
но хочет с малыми затратами достичь значительных результатов.
Книга ориентирована на нормальных людей, то есть, в ней не
рассматриваются, к примеру, способы компенсации и исправления
психических и телесных дефектов, преодоления нездоровых влечений,
вроде пьянства или тяги к игре. Также не затрагиваются здесь
специфические проблемы богачей и знаменитостей.
Познания, относящиеся к личной безопасности, у многих людей
довольно широки, но не систематизированы, а также не всегда имеют
высокий приоритет, то есть в нужный момент не всплывают в памяти.
Некоторые тривиальные сведения всякий средний по умственному
развитию индивидуум способен выработать самостоятельно. Поэтому
в данном пособии внимание уделено прежде всего философии личной
безопасности, неочевидным, но существенным сведениям, а также
случаям, когда очевидное оказывается не самым правильным.
Хотя у этой книги наверняка отыщутся некоторые достоинства,
а рассматриваемая в ней тема имеет чрезвычайную важность для
каждого, ей никогда не стать официальным учебным пособием:
какие-то ее места не понравятся в Министерстве здравоохранения,
другие -- в Министерстве внутренних дел, третьи -- в Министерстве
обороны и т. д., поскольку человеческий мир изображен в ней
таким, какой он, вроде бы, есть на самом деле, а не таким, каким
его хотят представлять чиновники, отвечающие за тот или иной
аспект личной безопасности граждан.
Некоторые рекомендации, представленные в книге, не отражают
личного опыта автора, и возможно, что в отдельных случаях это
повлияло на их качество. Родина позаботилась о том, чтобы автор
не испытал лично ни тропической духоты, ни бури в пустыне, не
плавал по океану, не путешествовал по Тибету и т. д. С другой
стороны, он благодарен судьбе, к примеру, за то, что не сидел в
тюрьме, не прятался от бомб, не болел холерой, не голодал подолгу
и т. п. И вообще, пережить все описанное в этой книге одному
человеку не под силу. Чтобы не разочаровать читателей, автор
считает нужным уверить их, что, несмотря на только что сказанное,
он достаточно в своей жизни помучился от разных неприятностей, и
значительная часть изложенного в книге испытана им самим и может
быть им лично удостоверена.
Об эффективности этой книги. То, что ее автор пребывает в от-
носительном благополучии, конечно, еще ничего не доказывает,
поскольку таких людей и без него хватает, причем многие для этого
ничего особенного не делают. Но автор смеет утверждать, что бла-
гополучие этих людей -- случайное, ненадежное и сомнительное, а
для обоснованной уверенности в завтрашнем дне требуются специ-
альные действия, опирающиеся на специальные знания вроде тех,
что собраны в этой книге. Опыт показывает, что человек, предуп-
режденный об опасности и изучивший соответствующую инструкцию,
переносит неблагоприятные обстоятельства гораздо легче.
Автор верит, что эта книга, напечатанная компактным шрифтом
на тонкой бумаге, найдет свое место и в кармане солдатского
кителя, и в сумочке у толковой девушки, и на рабочем столе
у главы городской администрации.
Многие неприятности, описываемые в этой книге, настолько
маловероятны, что подавляющее большинство людей за всю жизнь
не только не сталкивается с ними, но даже и близко от них не
оказывается. Тем не менее, говорить о них имеет смысл -- хотя
бы для того, чтобы помочь читателям помечтать о приключениях,
на которые у них никогда не хватит смелости, времени или денег.
Или помочь им порадоваться тому, что их никчемная серая жизнь
хороша хотя бы тем, что лишена стольких ужасных вещей. К тому
же, человек чувствует себя увереннее, когда знает, что под рукой
у него есть такая книга, как эта, и что, какая бы опасность ни
возникла, он сможет быстро отыскать здесь несколько подходящих
и не совсем бесполезных советов.
Автор считает нужным честно признаться: при большом везении
можно прожить довольно долго, не выполняя НИ ОДНОГО из предпи-
саний этой книги. Кроме того, ее внимательные читатели смогут
заметить, что автор не был склонен соблюдать абсолютную
серьезность: всегда есть угроза того, что особенно тщательная
забота о собственной безопасности перейдет в навязчивую идею, и
чтобы этого не случилось, надо сохранять иронический взгляд на
вещи и чаще пребывать в хорошем настроении.
* * *
Есть необходимость обратить внимание политиков, предпринима-
телей и высоких чиновников на то, что спрос на средства
обеспечения личной безопасности не так уж велик и в интересах
благополучия нации должен быть существенно расширен. Этого
можно достигнуть надлежащим преподаванием в учебных заведениях
курса личного выживания, массовой пропагандой, а также предло-
жением новых товаров -- с повышенной способностью выдерживать
вредные воздействия и защищать. Обществу необходимо перестроить
шкалу своих ценностей в пользу надежности существования -- даже
в ущерб изобилию.
С теми, кто воспринимает несчастный случай
как личное оскорбление, несчастный случай не
происходит.
Марио Пьюзо. "Крестный отец".
В своем стремлении к безопасности руководствуйтесь в первую
очередь следующим:
- БУДЬТЕ НЕЗАМЕТНЫМ. Чем вы особеннее (богаче, выше по
должности, красивее, популярнее), тем больше внимания вам
придется уделять своей безопасности, если хотите жить без
ненужных приключений. Людям свойственно испытывать враждеб-
ность к тем, кто слишком отличается от большинства в лучшую
или в худшую сторону. Конечно, многие восхищаются первыми и
жалеют последних, но будет достаточно много неприятностей
от тех, кому такие чувства несвойственны. Особенно опасно
выделяться в лучшую сторону, поскольку зависть располагает
к враждебности больше, чем презрение, и к тому же у преус-
певающих есть что отнять. "Кого презирают, того, конечно,
топчут, но мимоходом. Презираемому никто не станет вредить
усердно и с упорством. Даже в бою лежачего минуют, сражаются
с тем, кто на ногах".
- НЕ БУДЬТЕ ДОВЕРЧИВЫМ. Лучшие друзья могут однажды стать
предателями. Многие мошеннические приемы строятся на том,
что люди не хотят обижать других своим недоверием. Избегайте
легкой выгоды и чрезмерно доброжелательных людей: где мягко
стелют, там больно падать. Свою бдительность можно оправ-
дывать привычкой соблюдать некоторый порядок, любопытством,
заботой о ближнем. Испытывать опасения -- не значит подо-
зревать, мучиться, страдать бессонницей, прятать от всех свои
вещи и бросаться прочь от каждого, кто обратится к вам на
улице. Это всего лишь значит установить для себя некоторые
правила и выполнять их по привычке, не уделяя им большого
внимания.
- ОТНОСИТЕСЬ С ПОДОЗРИТЕЛЬНОСТЬЮ КО ВСЕМУ НЕОБЫЧНОМУ, НЕПОНЯТ-
НОМУ, А ТАКЖЕ СЛИШКОМ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОМУ. Лучше держаться
подальше от странных людей, странных вещей, странных обстоя-
тельств, а в многообещающем ожидать подвоха. Будьте в этом
отношении ленивым и нелюбопытным. Пусть другие, менее ценные
представители человеческой породы устилают своими трупами
дороги к новым горизонтам.
- НЕ СТЫДИТЕСЬ СВОИХ ОПАСЕНИЙ. Кто боится, тот останется целым.
Если вам страшно ходить по карнизу, плавать на глубоком месте,
кататься на лыжах с крутой горы, значит, с инстинктом само-
сохранения у вас все в порядке. Прислушивайтесь к нему,
гордитесь им. Жизнь в окружении опасностей, постоянная
бдительность и эпизодическое переживание страха -- это
нормально. Человек приспособлен к этому эволюционно, и для
него неблагоприятно лишь значительное отклонение от таких
условий в ту или другую сторону.
- НЕ ДОКАЗЫВАЙТЕ НИКОМУ СВОЕЙ ЛОВКОСТИ И ХРАБРОСТИ. Бывает,
молодые люди хотят блеснуть перед девушками или перед
приятелями. В дружеской компании каждый вообще становится
безрассуднее. Люди заводят друг друга избитыми репликами
(вроде "кто не рискует, тот не пьет шампанского"), потом
совершают "подвиг" и всю оставшуюся жизнь проклинают свою
глупость.
- УЧИТЕСЬ САМООБЛАДАНИЮ, то есть способности не поддаваться
чувствам при наличии значительной угрозы, или значительного
соблазна, или когда вас оскорбляют.
- НЕ ГОВОРИТЕ ЛИШНЕГО. Можно быть разговорчивым, но обходить
рискованные темы. Избегайте рассказывать кому-либо то, что
может быть использовано против вас. Будьте особенно осторожны
в оценочных суждениях. Среди прочего, это полезно для карь-
еры.
- НЕ РАССЧИТЫВАЙТЕ, ЧТО ДРУГИЕ БУДУТ ДЕЙСТВОВАТЬ ПО ПРАВИЛАМ.
Переходя улицу, имейте в виду, что водитель приближающейся
машины может быть пьяным, или психически ненормальным, или
чрезмерно занятым своими мыслями.
- ДЕРЖИТЕСЬ НАСТОРОЖЕ В ОТНОШЕНИЯХ С ГОСУДАРСТВОМ. Оно хочет
быть хорошим, но не всегда может себе это позволить, а если
позволяет, у него не всегда получается то что хочется. Со-
мневайтесь в официальной информации. Не ждите от должностных
лиц точного исполнения их обязанностей. Среди прочего, надо
противодействовать попыткам государства пожертвовать вами.
Государство, как правило, слишком легко идет на жертвование
своими гражданами, сочетая это с показной сверхзаботой о
некоторых из них (нередко совершенно никчемных). Индивидуум
же должен соглашаться на самопожертвование лишь в крайних
случаях.
- БУДЬТЕ СНИСХОДИТЕЛЬНЫ. Каждый имеет право на ошибки и сла-
бости. Не приставайте с замечаниями к тому, кто плюнул на
пол в общественном месте: у каждого человека может быть
настроение, когда хочется крушить все подряд. Если вы со
своим замечанием не попадете ему под горячую руку, это
желание может остаться нереализованным. Также не проявляйте
чрезмерной агрессивности: не наживайте врагов по пустякам,
даже если эти враги кажутся неопасными. Прощайте тех, кто
причинил вам зло ненамеренно, кто осознал свою неправоту
в отношении вас и стремится исправиться. Миритесь с теми,
с кем вы квиты.
- БОРИТЕСЬ С НЕГОДЯЯМИ. Никогда не прощайте тех, кто не сожа-
леет о причиненном вам существенном вреде и способен продол-
жать в том же духе. Прощение в этом случае -- следствие лени
либо трусости. Если не пресекать зло, оно будет множиться.
Все должны знать, что вы в состоянии себя защитить. Также
старайтесь не оставлять безнаказанной несправедливость,
причиненную другим людям: сегодня пренебрегут ими, завтра --
вами. Это не значит, что надо лезть на рожон, но какие-то
меры должны приниматься.
- БУДЬТЕ ЛЮБОПЫТНЫ, ВНИМАТЕЛЬНЫ К МЕЛОЧАМ, ПАМЯТЛИВЫ. Непонятное
-- значит опасное. Известная опасность предпочтительнее
неизвестности. Распознавайте первые признаки приближающейся
неприятности. Если вы потеряли ключ от квартиры, но быстро
нашли его в траве перед домом, не успокаивайтесь: в вашей
системе самоорганизации что-то не так, и ситуация может
повториться с менее благоприятным исходом.
- БУДЬТЕ ОСМОТРИТЕЛЬНЫ. Принимая решение, старайтесь учитывать
многие обстоятельства, а не только те, которые бросаются в
глаза. Если слишком сосредоточенно вглядываться в какую-то одну
опасность, можно упустить другие. Буддистский афоризм: мудрый
смотрит во все стороны. Прогнозируйте отдаленные последствия
своих и чужих поступков. Действуйте с учетом возможного изме-
нения своих мнений и решений в будущем. Не плюйте в колодец,
не переходите Рубикона, не относитесь пренебрежительно к
людям, от которых вам ничего не надо. Вообще, не будьте в
чем-то абсолютно уверенным и по возможности оставляйте себе
пространство для маневра.
- УВАЖИТЕЛЬНО ОТНОСИТЕСЬ К СУЩЕСТВУЮЩЕМУ ПОРЯДКУ ВЕЩЕЙ. Не все
то, что на первый взгляд представляется глупым, действительно
является таковым. Стремиться к усовершенствованиям, конечно,
надо, но при этом следует проявлять осторожность. Случается,
люди уже не могут объяснить, почему действует то или иное
правило, но это не значит, что от него нет пользы.
- НЕ НАДЕЙТЕСЬ НА СВОИ НАВЫКИ ВЫЖИВАНИЯ. Они сослужат вам
плохую службу, если породят чрезмерную уверенность в своих
силах. Чаще тонут те, кто умеет плавать.
- БУДЬТЕ ИНДИВИДУАЛИСТОМ, хотя бы и тайным. Поддерживайте в
себе способность расходиться в мнениях с большинством. Как
сказал один древний философ (Биант из Приены), большинство
-- зло. Конечно, обычно лучше маскироваться под заурядного
человека, но внутренне вы должны быть свободны от заблуждений
толпы. Такого рода двойственность -- удел всякого умного чело-
века, который не хочет иметь дополнительных неприятностей.
А для кого невыносимо все время скрывать свои мысли, тот
слишком слаб и потому недостоин жить.
- ЗАБОТЬТЕСЬ О СВОЕЙ РЕПУТАЦИИ. Она -- важный ресурс. Попро-
буйте выгодно пристроить свою порядочность: найдите такое
место работы, на котором хорошо за нее платят. Не лгите по
мелочам. Греша против истины, хорошо запоминайте сказанное.
Существенные детали можно даже записывать.
- НЕ СТРЕМИТЕСЬ ИМЕТЬ ИДЕАЛЬНУЮ РЕПУТАЦИЮ. Кто достигает
широко признанного морального идеала, тот вряд ли проживет
долго. Этот идеал существует для того, чтобы к нему умеренно
тянулись, а не для того, чтобы ему неукоснительно следовали.
- ИСПОЛЬЗУЙТЕ ЧУЖОЙ ОПЫТ. Узнав о чужом несчастье, думайте не
о том, как хорошо, что оно вас миновало, а о том, что надо
сделать, чтобы с вами не случилось то же самое. Надо учиться
на чужих ошибках, а не на собственных.
- ОСВОЙТЕ ХОДОВУЮ, ХОРОШО ОПЛАЧИВАЕМУЮ ПРОФЕССИЮ, а лучше две
или три. Предпочтительнее такие профессии, которые не зависят
от условностей цивилизации и поэтому окажутся полезными даже
вдалеке от нее или в случае, если от нее мало что останется.
Врач, специалист по рукопашному бою, сапожник, столяр
способны хорошо зарабатывать и в благополучное время,
а в случае всеобщего развала умрут от голода несколько
позже, чем программист, адвокат и брокер.
- БУДЬТЕ ВСЕГДА НАГОТОВЕ. Устраивайтесь во всяком месте так,
чтобы к вам не могли незаметно приблизиться сзади; чтобы
ничто не упало вам на голову и т. д. Во всяком помещении
занимайте по возможности такое место, чтобы было видно
входящих и чтобы при необходимости можно было легко его
покинуть. Всегда имейте при себе аварийный набор -- вещи,
которые понадобятся, если вы получите рану, заболеете,
порвете одежду, попадете под дождь, будете ночевать вне дома
и т. д. Носите с собой нож -- большой, складной, острый. Он
ценен прежде всего как инструмент универсального применения
-- от вскрытия консервных банок до элементарной хирургической
операции. Всегда держите при себе зажигалку или спички. Огонь
-- это средство освещения, обогрева, обработки раны, отпуги-
вания хищников и т. д.
- ОТНОСИТЕСЬ К СВОЕЙ ОДЕЖДЕ КАК К ПРОСТЕЙШИМ ДОСПЕХАМ. Она
проявит свои защитные свойства в экстремальной ситуации (если
придется ползать, пробираться через заросли, драться, спасаться
от пожара и т. д.) Подыскивайте одежду неброского цвета и
фасона, из прочной ткани, с длинными рукавами и штанинами, без
украшающих элементов, которыми можно за что-нибудь зацепиться.
- ДЕЛАЙТЕ ЗАПАСЫ ЖИЗНЕННО НЕОБХОДИМЫХ ВЕЩЕЙ. Если дела идут
хорошо, используйте появившиеся у вас ресурсы для того, чтобы
лучше подготовиться к возможным неприятностям. Храните запасы
рассредоточенно, в защищенных местах. Не хвастайтесь тем, что
они у вас есть.
- ЗАКАЛЯЙТЕСЬ, ИЗБЕГАЙТЕ КОМФОРТА. Умеренные неприятности нужны
для поддержания способности к сопротивлению. Счастливым быть
вредно. Лучше испытывать небольшие колебания вблизи состояния
относительного благополучия. Чтобы не простужаться, надо
регулярно мерзнуть (= закалять себя холодом). Чтобы не теряться
в перебранке и в драке, надо не слишком редко иметь
столкновения с окружающими. Каждый день упражняйтесь в
насилии над собой: в преодолении лени, страха перед болью,
в отказе от удовольствий. Ищите удовольствие во власти над
своими слабостями. Кто не ест конфет, тот не будет корчиться
в зубоврачебном кресле. Кто каждый день бегает, тот проживет
без инфаркта.
- МИНИМИЗИРУЙТЕ СВОИ ФИЗИЧЕСКИЕ КОНТАКТЫ. Если можно не трогать,
не браться, не прислоняться без больших неудобств, то и не
следует этого делать. Если какой-то предмет на дороге
привлечет ваше внимание, то лучше оставить его лежать дальше.
Если кто-то не протянет вам руки первым, то лучше не
протягивать и своей. Это защитит вас от заразы, травм, грязи,
ловушек и глупых шуток. Кроме того, вы будете оставлять
вокруг себя меньше следов, а это когда-нибудь может оказаться
кстати.
- КОНФЛИКТУЙТЕ, НО УМЕРЕННО: без чрезмерного напряжения, с
оправданным риском и не более, чем необходимо. Жизнь --
борьба. Для кого это неприемлемо, тот не от мира сего и может
существовать в нем лишь за чужой счет или при особо большом
везении.
- ЗАБОТЬТЕСЬ О ДОСТАТОЧНОМ КОЛИЧЕСТВЕ ПОЛОЖИТЕЛЬНЫХ ЭМОЦИЙ.
Быть осторожным -- не значит заранее переживать возможные
неприятности. Искать во всем прежде всего плохое -- не значит
огорчаться по поводу отсутствия хорошего.
- НЕ ДОСТАВЛЯЙТЕ БЕСПОКОЙСТВ ОКРУЖАЮЩИМ. Не делайте другим людям
того, чего не хотите дождаться от них. Учитывайте, что другие
могут быть менее грубыми существами, чем вы, и то, что для вас
терпимо, для них может быть чрезмерным. Жертвовать другими ради
своего блага можно, но лишь в крайнем случае -- когда это
необходимо для выживания.
- ПОМОГАЙТЕ ЛЮДЯМ -- но только тем, от кого есть или может быть
какая-то польза вам или обществу. Так или иначе, на всех
нуждающихся у вас ресурсов не хватит, и надо тратить эти
ресурсы эффективно. В оказании помощи страждущим не надо
переусердствовать: все люди должны умеренно страдать, пос-
кольку только это поддерживает в них способность к выживанию.
- ДЕРЖИТЕСЬ ПОДАЛЬШЕ ОТ УЩЕРБНЫХ ИНДИВИДУУМОВ: больных, калек,
дураков, чудаков, неудачников. Сострадание -- качество очень
нужное для душевного здоровья и для благополучия общества,
но помогать надо только полноценным людям -- тем, кто не
загрязняет собой генофонд человечества. Чем больше помогают
слабым, тем больше нуждающихся в помощи. Ницше: "Падающего
-- подтолкни".
- ЗАВОДИТЕ ДРУЗЕЙ. Должно быть много людей, которые чем-то вам
обязаны и потому, возможно, помогут в трудных обстоятельствах
или хотя бы воздержатся от причинения вам зла. Можно оказы-
вать людям ценные услуги, не вводя себя в большие расходы.
- ВСЕГДА рАССЧИТЫВАЙТЕ ТОЛЬКО НА СЕБЯ. Не ждите, что врач вас
вылечит, а милиционер защитит. Что в трудный момент друг
подставит свое надежное плечо.
- БУДЬТЕ РЕШИТЕЛЬНЫМ И УПРЯМЫМ, КОГДА ДЕЛО КАСАЕТСЯ ВЫЖИВАНИЯ.
Игнорируйте условности. Не заботьтесь об оправданиях. Когда
приходит пора искать оправдания, бывает достаточно умеренной
сообразительности, чтобы обеспечить их себе с избытком.
- ПРОЯВЛЯЙТЕ ГИБКОСТЬ. Если не можете изменить мир, изменяйтесь
сами. Быть упрямым следует лишь тогда, когда это может при-
вести к успеху. Способность адаптироваться -- основной
компонент живучести у всякого организма, а для людей еще и
признак ума.
М. Монтень ("Опыты", кн. I, гл. XII): "Если кто-нибудь поль-
зуется славой человека решительного и стойкого, то это вовсе
не означает, что ему нельзя уклоняться, насколько возможно,
от угрожающих ему бедствий и неприятностей, а следовательно,
и опасаться, как бы они не настигли его. Напротив, все сред-
ства -- при условии, что они не бесчестны, -- способные огра-
дить нас от бедствий и неприятностей, не только дозволены,
но и заслуживают всяческой похвалы. Что до стойкости, то мы
нуждаемся в ней, чтобы терпеливо сносить невзгоды, с которыми
нет средств бороться. Ведь нет такой уловки или приема в
пользовании оружием во время боя, которые мы сочли бы дур-
ными, лишь бы они помогли отразить направленный на нас удар".
- РАЗВИВАЙТЕ СВОИ ОХРАНИТЕЛЬНЫЕ ИНСТИНКТЫ И ИНТУИЦИЮ.
Прислушивайтесь к своим страхам, симпатиям и антипатиям.
Вытаскивайте в область сознания свои смутные предчувствия,
разбирайтесь с ними, принимайте меры -- чтобы никогда не
восклицать с досадой: "Я так и знал!". Нередко люди из
вежливости, из чувства долга, из стремления быть "как все"
или из нежелания оказаться чрезмерно мнительными делают то,
к чему у них "не лежит душа", и потом долго об этом сожалеют.
- ВЕРЬТЕ В СВОЮ УДАЧУ. Это единственное, во что стоит верить.
Кто теряет надежду на лучшее будущее, тот теряет способность
жить.
- ГОТОВЬТЕСЬ К МОМЕНТУ, КОГДА ПОТРЕБУЕТСЯ НАПРЯЖЕНИЕ ВСЕХ СИЛ.
Возможно такой момент случится в вашей жизни не один раз.
Надо встречать его с воодушевлением. Это будет возможность
доказать правильность всей вашей предшествующей жизни. Не
бойтесь смерти. Это однократный и не всегда болезненный акт,
вспоминать о котором к тому же вряд ли придется. Будьте
готовы к риску и даже к самопожертвованию. Не так уж редко
случается, что больше шансов выжить имеет тот, кто не боится
умереть.
- ЗАБОТЬТЕСЬ О БЛАГОПОЛУЧИИ СВОЕГО ГОРОДА, СВОЕЙ СТРАНЫ,
ЧЕЛОВЕЧЕСТВА В ЦЕЛОМ. Невозможно обеспечить приемлемое
будущее своим потомкам, не улучшая общество и среду его
обитания.
* * *
Заботиться о собственной безопасности не означает видеть во
всем лишь плохое, всех подозревать, постоянно думать о разных
неприятностях, бороться за стерильность, таскать на себе, как
вериги, тяжелый аварийный комплект и поминутно оглядываться.
Можно во много раз снизить угрозу для своего здоровья и своей
жизни, предпринимая совсем незначительные усилия, которые, став
привычными, почти не отвлекают от других дел. Для детей создание
запасов и аварийных наборов, отработка приемов выживания -- это
и вовсе увлекательная игра. Тем же, кто страдает манией
преследования и склонен болезненно реагировать на неизбежные,
незначительные или даже надуманные угрозы, чтение данной книги
просто не рекомендуется. Человек, следующий правилам
безопасности, сохраняет свое здоровье и имущество и тем самым
расширяет свои возможности получения удовольствий от жизни. Он
спокойно встречает трудности, потому что уверен в своей
способности перенести их без чрезмерного напряжения сил. Когда в
обществе случается какая-нибудь катастрофа и другие мечутся с
расширенными от ужаса глазами, он спокойно запирает свою
бронированную дверь и открывает банку любимых консервов.
Конечно, он оказывает другим людям некоторую помощь: в
благополучное время -- советами, в неблагополучное -- едой,
лекарствами и прочим, но делает это не для всех и не в большом
количестве, потому что каждый должен сам расплачиваться за свою
беспечность (иначе не будет стимула к исправлению). Кто не в
состоянии предвидеть, подготовиться, приспособиться, выдержать,
тому, может быть, вообще не следует жить, потому что чем больше
таких беспомощных выживет благодаря поддержке извне, тем слабее
будет человеческая популяция в целом.
Надо заметить, у большинства людей иногда проявляется в той
или иной степени потребность в острых ощущениях, в переживании
опасностей. Это вообще имеет место в отношении любых эмоций,
недополучаемых естественным образом, а извращением является
только в случае чрезмерности. Для многих личностей
психопатического склада показной риск может быть также способом
привлечь к себе внимание, стать особенным и тем самым достичь
состояния удовлетворенности. Далее, многие люди зарабатывают
риском себе на жизнь, то есть выполняют работу, которая высоко
оплачивается именно потому, что опасна. Таким образом, надо
различать риск выгодный и риск невыгодный. Назначение "искусства
выживания" -- сокращение невыгодного риска (среди прочего, для
того, чтобы человек имел больше возможностей подвергать себя
риску выгодному). Надо беречь себя для чего-то существенного -- в
том числе, возможно, и для самопожертвования. Кто хочет добиться
больших результатов, тот во многих случаях вынужден серьезно
рисковать, и ему совершенно не нужны дополнительные угрозы,
порождаемые беспечностью, незнанием и глупостью.
На организм действуют полезные и вредные факторы. Полезные
ведут к увеличению (вредные -- к сокращению) ...
- массы организма, внутренних запасов организма (жирового
слоя и пр.);
- количества здоровья (степени исправности организма и его
приученности к большим нагрузкам);
- внешних запасов организма;
- доступных организму ресурсов;
- численности потомства организма.
Кроме полезных и вредных факторов, различаются потенциально
полезные и потенциально вредные (= опасные) факторы. Опасное --
то, что может причинить ущерб при наступлении некоторых условий.
Полной безопасности, конечно, быть не может, поэтому безопасным
считается то, что представляет очень незначительную опасность.
Риск -- то же, что и опасность. Он может выражаться как ожидаемый
ущерб, умноженный на вероятность этого ущерба. Угроза -- то же,
что опасный фактор. Вызовы (challenges) -- приемлемое общее
название для опасных и вредных факторов.
Один и тот же фактор может быть полезным в одних аспектах или
обстоятельствах и вредным в других, быть одновременно полезным
и опасным и т. д.
Действие вредных факторов компенсируется действием полезных,
поэтому в "искусстве выживания" должны рассматриваться те и
другие.
Вредные факторы можно делить на разрушающие организм и на
угнетающие организм. К "искусству выживания" надо относить лишь
действия по отношению к разрушающим или сильно угнетающим
факторам, а слабо угнетающие факторы уместно рассматривать
в рамках "гигиенической системы".
Организм нуждается в регулярном умеренном воздействии на него
угнетающих факторов. Популяция организмов нуждается в регулярном
умеренном воздействии на нее разрушающих факторов. Назначение
"искусства выживания" -- ослаблять и устранять чрезмерно
подавляющие и чрезмерно разрушающие факторы (чтобы, среди
прочего, иметь возможность делать их действие избирательным
и дозированным, то есть более эффективным). Недостаточность
естественных вредных факторов должна компенсироваться искусст-
венными вредностями.
Способы защиты от вредных воздействий:
- избегание мест, в которых вредные воздействия возможны;
- маневрирование для уклонения от вредных воздействий;
- нейтрализация источников вредных воздействий;
- пребывание в убежищах;
ношение защитных средств;
повышение способности организма переносить вредные
воздействия;
- устранение последствий вредных воздействий;
- компенсация вредных воздействий полезными воздействиями.
Защитные мероприятия разделяются на ...
1) реализуемые ...
- до вредного воздействия;
- в процессе вредного воздействия;
- после вредного воздействия;
2) преобразующие психику, организм, изделия, естественную среду;
3) осуществляемые на уровне ...
- личном;
- семейном;
- групповом (в соседской общине, в трудовом коллективе,
в партии и т. д.);
- этническом, национальном;
- общечеловеческом.
Защитные мероприятия на личном, семейном, групповом уровнях
относятся к "искусству выживания", на этническом, национальном,
общечеловеческом уровнях -- к "национальной безопасности".
Различаются следующие средства защиты от вредных факторов:
- местоположение (выбор среды, в которой действие вредных
факторов незначительно или маловероятно и есть ресурсы
для противодействия и восстановления, а также возможности
для быстрой эвакуации и т. д.);
- качества организма;
- психические качества: навыки, знания;
- личные вещи: одежда, снаряжение;
- искусственная микросреда: жилище, рабочее место,
автомобиль;
- положение в обществе.
Вещи, используемые в качестве защитных средств, разделяются
на специальное снаряжение и подручные средства. Специальное
снаряжение разделяется на используемое постоянно и используемое
в экстремальных ситуациях.
Экстремальная ситуация -- редкая для субъекта ситуация, отли-
чающаяся особенной неблагоприятностью и требующая напряженной
деятельности и/или использования средств и приемов, которые
обычно субъектом не применяются.
Невозможно обеспечить надежное личное благополучие, если не
благополучно общество в целом, поэтому всякий человек должен
предпринимать значительные усилия для приведения в должное
состояние социальной организации, искусственной среды, биосферы.