Если у вас есть телефон, можно ожидать хулиганских звонков и
анонимных угроз. Что касается хулиганских звонков, то обычно они
делаются по случайно набранным номерам, и лучшее, что можно
предпринять, это сразу положить трубку. Также можно отключать
телефон, по крайней мере, на ночь. При слишком частых хулиганских
звонках надо задуматься о причине. Возможно, кто-то вам мстит
(или мстит не вам, но пользуется неверным номером). Если хули-
ганов привлекает лишь особенность телефонного номера (к примеру,
цифры "666"), надо его сменить. Бывает, причиной нежелательного
внимания оказывается фамилия владельца телефона. Если кто-то из
членов вашей семьи имеет другую фамилию, то при установке теле-
фона надо подумать, не удобнее ли оформить телефон на него, а не
на вас.
Чем спокойнее и короче вы отвечаете хулиганам и мстителям, тем
меньше удовольствия они получают от причинения вам беспокойства.
Чтобы предотвратить немедленный повторный звонок хулигана,
временно отключите телефон.
Псевдохулиганский звонок может быть способом проверить ваше
присутствие в жилище.
Если кто-то чрезмерно вам докучает по телефону, надо написать
по этому поводу заявление в милицию. Можно попробовать воспользо-
ваться телефонным аппаратом, позволяющим определить номер теле-
фона, с которого делают звонок. Еще один способ выявить аппарат,
которым пользуется хулиган, -- не прерывать связь, позвонить с
другого аппарата на телефонную станцию диспетчеру и, объяснив
ситуацию, попросить выяснить и записать номер телефона, с кото-
рого вас беспокоят. Не исключено, что технически это окажется
реализуемым, поскольку канал связи может сохраняться еще некото-
рое время, если только один из говорящих послал на телефонную
станцию сигнал отбоя. Данный способ хорош тем, что запись диспет-
чера является уликой.
Чтобы выявить преступника, надо быть внимательнее при разгово-
рах с ним и обращать внимание на все мелочи, включая посторонние
звуки. Постарайтесь записать его речь на магнитофон.
Письма и посылки, получаемые по почте, могут вызвать (правда,
с очень малой вероятностью) значительный ущерб для здоровья или
даже смерть. В конверте могут оказаться радиоактивное вещество,
сильный яд или возбудители болезни. Ими может быть пропитан лист
бумаги с письмом, или же они могут находиться в конверте в виде
порошка. В толстый конверт помещается достаточное количество
взрывчатого вещества, чтобы оторвать вам кисти рук и выжечь
глаза. Вам могут подстроить указанные неприятности из мести, по
ошибке или в террористических целях. Если в средствах массовой
информации получает огласку какой-нибудь случай подобного
использования почты, то в силу заразительности дурного примера
вероятность новых случаев значительно увеличивается.
Чтобы защититься от этого, рекомендуется следующее:
- Жить тихо и с минимумом контактов.
- Отдавать предпочтение электронной почте.
- Тонкие письма от незнакомых людей вскрывать в перчатках,
респираторе и с прочими антиинфекционными предосторожностями
и избавляться от них немедленно по прочтении.
- При неожиданном получении толстого конверта или посылки
помещать их без вскрытия в место, где их спонтанный взрыв
не причинит большого ущерба, и звонить по телефону их
отправителю, а если это невозможно, то поскорее избавляться
от этих предметов.
Вероятность того, что кто-то испортит вам почтовую корреспон-
денцию, посланную другими, очень незначительна, поскольку для
нанесения вам ущерба есть множество более простых способов.
Если вы наживете врагов, то среди прочего, возникнет
опасность того, что они сделают что-нибудь с вашим почтовым
ящиком. Несерьезные враги способны его просто загадить.
Лучший способ избежать отравления -- не иметь врагов, а также
страдающих "нравственным помешательством" наследников. Преступ-
ники вряд будут травить вас насмерть для того, чтобы облегчить
себе кражу, но они вполне могут использовать для этой цели
психотропное вещество, вызывающее сон, затмение сознания или
амнезию. Помимо кражи, целью преступников может быть похищение
или изнасилование.
Не ешьте и не пейте того, что вам предлагают малознакомые люди.
Отказывайтесь под любым предлогом. Постороннее вещество может
оказаться в неразрезанном фрукте и даже в закупоренной фабричным
способом бутылке. Многие яды не разрушаются кипячением.
В опасной ситуации следите за тем, как распределяют и потре-
бляют пищу другие. Впрочем, от умного отравителя вам таким
образом не предохраниться. Среди прочего, ядом может быть обра-
ботана поверхность посуды.
Если к вашей пище возможен доступ посторонних, не оставляйте
ее без присмотра. Храните свои пищевые запасы так, чтобы никто
не мог до них добраться, или хотя бы принимайте меры к тому,
чтобы после посторонних оставались следы, различимые только для
вас.
Если в пище, которую вы едите, чувствуется неестественный
привкус, выплевывайте немедленно. Объясните это внезапным
приступом рвоты. При серьезных подозрениях в отношении качества
того, что уже съедено или выпито, прочистите желудок. Вызовите
рвоту засовыванием пальцев в пищевод. Потом выпейте воды, сколь-
ко поместится в желудок, и вызовите рвоту снова. Такое промывание
проходит болезненно, но желудку не вредит. Напротив, йоги исполь-
зуют промывание как регулярную гигиеническую процедуру.
Помимо алиментарного пути (то есть через рот), яд может неза-
метно проникать в организм через легкие (пример: пары ртути) и
через кожу (пример: иприт). Ядом, действующим через кожу, могут
смазать ручку вашей двери или пропитать вашу одежду, но это мало-
вероятно, поскольку такое вещество трудно достать или изготовить.
Ртуть же продается в любой аптеке в качестве компонента медицин-
ских термометров. Ее могут залить вам, к примеру, под плинтус, и
ваша семья будет годами подтравляться и страдать. Чтобы избежать
этого, не следует впускать в дом и тем более оставлять без
надзора в нем людей, способных на такого рода поступки.
Оказывать скрытное разрушительное действие на организм также
могут посредством заражения вашего жилища, рабочего кабинета или
автомобиля радиоактивными веществами, имеющими некоторое приме-
нение в технике, медицине, научных исследованиях.
Яды как средство убийства опасны своей относительной доступ-
ностью, большей возможностью для преступника остаться безнака-
занным, а также тем, что преступник в момент их использования
может не видеть жертвы (это облегчает ему преодоление морального
барьера).
Если вы сами испытаете соблазн расправиться с досадившим вам
человеком посредством яда, то подумайте сначала о том, достаточно
ли большой он негодяй, чтобы подвергнуть его такому наказанию и
позже не испытывать мук совести -- когда ваши чувства со временем
остынут, а ума, возможно, прибавится. Далее, подумайте о том, как
быстро выйдет на вас следствие. Также представьте себе, как будут
вам мстить родственники и друзья вашей жертвы, а может, и она
сама, если останется жива (а ведь им всем будет достаточно лишь
подозрений в отношении вас). Наконец, попробуйте вообразить,
каково вам будет жить в обществе, в котором такой способ сведения
счетов станет, не без вашей помощи, обычным делом.
Конечно, во всех цивилизованных странах рабовладение является
незаконным и реализуется тайно. Чаще всего в рабство попадают
люди, отправляющиеся за границу на заработки. Вероятность стать
рабом более высока для тех, кто оказывается в чужой стране
нелегально. Женщин рабовладельцы обычно побуждают к проституции,
а мужчин эксплуатируют на сельскохозяйственных или строительных
работах. Заманиванием будущих рабов занимаются специальные фирмы,
якобы посредничающие в найме рабочей силы. Рабам ничего не платят
или платят очень мало. Незнание языка страны пребывания является
для них дополнительным препятствием к побегу.
Попасть в рабство можно и в родной стране. Иногда рабов добы-
вают путем похищения прямо на улице. Чтобы обеспечить покорность
жертв, им могут вводить психотропные вещества, в том числе вызы-
вающие амнезию (частичную потерю памяти).
В большинстве стран наемничество преследуется законом, но
доказать факт наемничества бывает трудно, поэтому некоторые люди
соблазняются на такого рода заработок. Делается это от безыс-
ходности, либо из садистских или суицидальных наклонностей, либо
из стремления помочь хорошим людям не без пользы для себя. Даже
если воюющая сторона, выбранная наемником, ведет справедливую
борьбу, это еще не значит, что борьба ведется "чистыми руками".
Иногда бывает, что наемника привлекают авансом, а потом несколько
месяцев задерживают оплату, зато интенсивно используют его в
самых опасных операциях в надежде, что он погибнет. Если послед-
нее не случается, то избавляются от него своими силами.
Если в магазин, куда вы пришли за покупками, нагрянули граби-
тели, то, чтобы не пострадать, ведите себя следующим образом:
- Без крайней необходимости или особенно благоприятной возмож-
ности не пытайтесь проявить героизм. Вам придется иметь дело
с людьми, которые уже преодолели моральный барьер и легко
пойдут на то, чтобы добавить к своим преступлениям еще одно.
- Избегайте смотреть на грабителей и особенно заглядывать
им в глаза. Этим людям не нужны свидетели, и чем меньше вы
увидите, тем больше вероятность того, что вас оставят в живых.
Лучше уткнуться взглядом в пол.
- Воздерживайтесь от резких движений. Грабители очень нервни-
чают, и любое ваше действие может быть воспринято ими как
направленное против них. Лучше без суеты лечь на пол лицом
вниз поближе к стене, прикрыть голову руками и ждать, пока
всё закончится. Держите руки на виду у преступников.
- Выполняйте распоряжения грабителей.
- Не пробуйте бежать, так как это может быть воспринято как
попытка вызвать помощь.
- Не ищите защиты у вооруженных охранников, так как эти люди
будут подвергнуты обстрелу в первую очередь.
- Постарайтесь, чтобы грабители при отступлении с боем не
использовали вас в качестве заложника или живого щита.
Для этого надо стать как можно менее заметным и оказаться
подальше от их возможных путей передвижения.
Если милиция преследует убегающего грабителя, не следует
бросаться ему наперерез. Во-первых, можно попасть под пули
милиционеров. Во-вторых, преступник взвинчен до предела и не
преминет использовать против вас оружие. Последнее может
произойти даже в том случае, если вы только двинетесь в его
сторону или не слишком быстро уберетесь с его дороги. Пусть им
занимаются специально подготовленные и хорошо вооруженные люди.
Если вас взяли в числе других людей в заложники преступники,
захватившие транспортное средство или здание, рекомендуется
(в дополнение к упомянутому в предыдущем разделе) следующее:
- Не терять самообладания.
- Определить места, где можно будет укрыться в случае
перестрелки.
- Внимательнее смотреть и слушать, чтобы побольше узнать о
захватчиках (их численности, вооружении, намерениях, мерах
безопасности) и о ситуации вообще. Особенно важно выяснить,
не установлены ли ими взрывные устройства.
- Молча терпеть свои неприятности, не быть захватчикам в
тягость, ничем не раздражать их и вообще поменьше привлекать
к себе внимание. В противном случае, если они захотят убить
кого-нибудь из заложников для острастки, их выбор может
остановиться на вас.
- При случае оказать некоторую помощь захватчикам -- медицин-
скую или по жизнеобеспечению.
- При отсутствии рядом захватчиков обсуждать ситуацию с другими
заложниками, стараясь высказать то, что может облегчить работу
освобождающей команды (спасатели стремятся установить подслу-
шивающую аппаратуру и возможно, что они услышат ваш разговор).
При этом надо иметь в виду, что среди заложников может зате-
саться сообщник захватчиков.
- Непрерывно следить за ситуацией, чтобы вовремя обнаружить
начало освободительной акции и занять менее опасное место и
положение или даже оказать помощь освобождающей команде, если
о ней попросят.
- Когда начнется стрельба, не бегать, а лежать за укрытием. Не
бросаться навстречу освободителям, так как они могут неверно
это понять и подстрелить вас.
- Если в помещение пустят слезоточивый газ, задержать дыхание,
закрыть глаза и опуститься пониже.
Неверные весы -- мерзость перед Господом.
Книга Притчей Соломоновых (11:1).
Знания, которыми должен обладать покупатель, чтобы меньше
пострадать при совершении сделки, разделяются на 3 категории:
- фундаментальные: отражающие сущность рынка и человеческой
натуры;
- переходящие: отражающие текущую организацию рынка и
технический уровень товаров;
- оперативные: относящиеся к конкретным производителям,
продавцам, товарам, местам продажи.
Далее излагаются основные сведения, относящиеся к первой и
частично ко второй категории.
В благоустроенном промышленном обществе одну из главных
опасностей для людей представляют приобретаемые ими товары и
услуги. Возможные вредные свойства приобретаемых вещей:
- отсутствие ожидаемых качеств (следствие -- плохое настроение);
- выделение ядовитых веществ, вредное излучение;
- взрывоопасность, пожароопасность;
- возможность причинения травмы себе или окружающим;
- ослабление возможностей организма: деградация мускулатуры,
снижение способности переносить холод и т. д.;
- деструктивность: виртуализация мировосприятия, утрата
психических навыков.
Почти всякая вещь неблагоприятна уже тем, что ...
- отнимает время на зарабатывание денег для ее приобретения,
на изучение способов ее применения, на упорядоченное
размещение ее в массе других вещей, на стирание с нее
пыли;
- занимает место в жилище;
- может упасть на голову с полки, не вовремя попасть под ноги;
- горит или хотя бы мешает тушить пожар.
Вывод: чтобы лучше жить, надо иметь не слишком много вещей.
Торговля и преступление -- обычно рядом. В древности купцы
были наполовину разбойниками или пиратами: если можно было
грабить -- грабили, если грабить не удавалось -- торговали.
Честные торговцы, конечно, есть, но им трудно конкурировать с
нечестными.
Свыкнитесь с тем, что часть ваших покупок (5..10%) будет
неудачной -- вследствие более или менее значительного обмана вас
производителем товара или продавцом. Если вы не вскрыли этого
обмана впоследствии, это еще не значит, что его не было. Призна-
ние неизбежности такого рода потерь убережет вашу психику от
лишних травм. Из каждого случая делайте выводы на будущее.
Перед тем как делать крупную покупку, припомните способы,
какими вас могут на ней обмануть.
Появившееся на рынке новое сложное изделие обычно страдает
дефектами конструкции и пониженным качеством изготовления --
пока не отладится его производство. Поэтому выгоднее не спешить
с покупкой. А. Хейли ("Колеса"): Машины, сошедшие с конвейера в
начале запуска серийного производства, часто бывают просто
плохими. Люди знающие, решив приобрести машину новой марки,
выжидают четыре-шесть месяцев. Тогда они могут получить уж куда
лучше сделанную машину, так как недочеты будут устранены и
производство модели налажено ...". С простыми изделиями иногда
случается наоборот: сначала поступает хорошая партия товара и
завоевывает ему репутацию на рынке, потом следует плохая партия,
и эта репутация используется для обмана.
Если продается какое-то вещество, то его большая упаковка и
редкая консистенция облегчают сбыт: покупатель получает впечат-
ление, что приобретает много за малые деньги. Например, к малень-
кому флакону духов делают большую пробку. Другой пример -- неко-
торые сорта булок, имеющие повышенную пористость: они содержат
в основном воздух, весят мало, зато имеют большие размеры и к
тому же никогда не теряют мягкости.
Хлеб, продаваемый упакованным в пластиковую пленку, может
неделю валяться в магазине, не теряя мягкости, но внутри него
при этом будет интенсивно размножаться вредная микрофлора.
Пухлый непрозрачный тюбик может быть наполовину заполнен
воздухом, поэтому всегда пробуйте прикинуть на руке его вес,
чтобы определить, соответствует ли масса содержимого хотя бы
приблизительно тому, что указано на упаковке.
Приобретая одноразовую шариковую ручку, зажигалку или другое
изделие, содержащее расходуемое вещество, отдавайте предпочтение
разновидностям с прозрачным корпусом -- в отношении которых можно
удостовериться, что их ресурс будет доступен вам в полном объеме.
Сведения о товаре, которые закон предписывает наносить на
упаковку, но которые могут оттолкнуть покупателя, нередко
пишутся мелкими буквами и в месте, где их не сразу можно найти.
Никогда не делайте дорогих покупок по первому влечению,
особенно если дело касается серийно выпускаемых товаров:
сожаление об упущенной возможности будет меньше, чем сожаление
о выброшенных деньгах, к тому же изделия со временем совершен-
ствуются, и вполне можно надеяться, что вещь, купленная позже,
будет лучше качеством и дешевле.
Чем дороже приобретаемая вещь, тем лучше надо рассмотреть и
испытать ее перед тем, как за нее уплатить. Если упаковка товара
уже вскрывалась, то возможно, что предшествующий покупатель
отказался от его приобретения, потому что обнаружил дефект. Если
упаковка выглядит целой, это не значит, что ее не вскрывали.
Случается, изготовитель или продавец помещают в упаковку не
совсем то, что значится на этикетке к товару. Если упаковка
такова, что ее нельзя вскрыть до приобретения товара, надо
вскрыть ее сразу же после приобретения -- не отходя от прилавка.
Если товар имеет дефект, продавец принимает меры, чтобы этот
дефект было труднее рассмотреть: кладет товар так, чтобы дефект
не бросался в глаза; демонстрируя товар, манипулирует им быстро
и поверхностно; выражает недовольство при желании покупателя
подержать вещь в руках. Имейте силу сказать продавцу --
воплощению любезности -- свое решительное "Я передумал брать",
если заметили дефект в самый последний момент или даже сразу
после покупки.
Если приобретаемое вами изделие имеет паспорт и гарантийный
срок, проследите, чтобы продавец отметил в паспорте дату
продажи, и сохраните чек.
Подозрительные продукты покупайте для начала в небольшом
количестве -- для пробы.
Не путайте предельной даты реализации с датой выпуска. Если
на упаковке нет никакой даты или смысл даты непонятен, лучше от
продукта отказаться.
Не соблазняйтесь дешевизной: по дешевке нередко спускают товар
с истекающим или истекшим сроком годности, а также дефектные
изделия, от которых надо скорее избавиться, пока не вмешались
органы контроля или пока не появились возмущенные покупатели.
Если вы покупаете фрукты, овощи и т. п., берите небольшое
количество (1 кг, а не 5) и в прозрачный пластиковый пакет:
у продавца будет меньше соблазна подсунуть гнилой или недозрелый.
Дефектный плод удобно прятать в массе нормальных плодов, поэтому
выгоднее, чтобы товар взвешивался при вас, а не упаковывался
заранее. Еще лучше отбирать товар самому. Если продавец выклады-
вает на весах кучкой яблоки или картофель, то наружу каждый плод
будет повернут своим лучшим боком, а в середине кучки может быть
припрятано что-нибудь совсем невзрачное.
При покупке сухофруктов (изюма, кураги и пр.) есть опасность
приобретения продукта не последнего, а предпоследнего урожая.
Чтобы уменьшить вероятность этого, не следует покупать сухофрукты
раньше зимы -- пока предпоследний урожай не разойдется по менее
привередливым клиентам.
Если выставленный напоказ образец товара выглядит хорошо,
это не значит, что так же хорошо выглядит и вся партия. Бывает,
заждавшийся покупателей продавец выкладывает на видное место
самое лучшее. Тут и надо снять сливки. Не стесняйтесь попросить
продавца взвесить вам продукта именно из этой "рекламной" кучки,
а не из-под прилавка. Помните, что скромные и тактичные
покупатели -- большая радость для недобросовестных продавцов.
Продаваемое на разлив (сметана, растительное масло, сгущенное
молоко и пр.) имеет больше шансов оказаться несвежим, загряз-
ненным или разбавленным, чем расфасованное на заводе.
Преимущество аэрозольной упаковки -- в отсутствии у продавца
возможности разбавить или заменить жидкость, недостаток --
в том, что если флакон непрозрачный, не удается визуально опре-
делить количество жидкости в нем.
Известны следующие приемы обмана покупателей со стороны
продавцов:
- РАЗБАВЛЕНИЕ: в сметану доливают воды, к первому сорту --
подмешивают второй.
- УВЛАЖНЕНИЕ: держат над паром, хранят в сыром помещении,
просто смачивают водой -- сахар, ткань и пр.
- ОБВЕШИВАНИЕ:
- придерживают пальцем чашу весов;
- бросают товар на весы и тут же снимают;
- взвешивают в упаковке, не учитывая ее веса;
- размещают весы так, чтобы покупателю была плохо видна
шкала;
- подпиливают гири;
- портят весы.
- ОБСЧЕТ:
- сначала бросают деньги в кассу, потом заявляют: "С вас
еще рубль!";
- не зевают, если покупатель перепутал банкноту или выложил
больше бумажек, чем надо;
- не торопятся с возвращением сдачи: некоторые люди про нее
забывают;
- при сходстве некоторых банкнот или монет разного номинала
отдают сдачу банкнотами/монетами меньшего номинала, а если
покупатель это обнаруживает, ругают национальный банк,
который не обеспечил должных различий в денежных знаках.
- ЗАВЫШЕНИЕ ЦЕНЫ: ставят цену, отличную от предписанной, причем
иногда делают это с учетом того, что люди обращают больше
внимания на первую и последнюю цифры числа; к примеру, вместо
132 пишут 152 (это оказывается менее заметно, чем если
сделать замену на 134; чем больше в числе цифр, тем лучше
проходит этот прием; далее, используют сходство цифр (3 и 5;
8 и 9; и т. д.), и это, среди прочего, позволяет в случае
обнаружения обмана представить дело как обыкновенную ошибку.
- ПЕРЕСОРТИРОВКА:
- продукт второго сорта продают как первосортный;
- перебирают второсортный продукт (фрукты и т. д.) и часть
его пускают как первосортный.
- СБЫВАНИЕ БРАКА: если дотошный покупатель обнаружил в товаре
брак, подсовывают этот товар простаку, продемонстрировав
таким образом, чтобы дефект не проявился.
- ПОДМЕНА НА МЕНЬШЕЕ: вы просите: "Заверните мне вон тот
кусочек", и торопитесь в кассу с деньгами, а пока вы отсут-
ствуете, выбранный кусок заменяют на почти такой же, но
меньший.
- ПОДМЕНА НА БОЛЕЕ ДЕШЕВОЕ: в упаковку от высококачественного
продукта помещают что-нибудь похожее на него, но стоящее
меньше; такая операция может быть проведена с чаем, кофе,
шампунем и т. д.
- СНИЖЕНИЕ ПОРЦИИ ИЛИ РАЗУКОМПЛЕКТОВАНИЕ: вскрывают упаковку и
отливают (отсыпают) часть продукта или изымают малозаметный,
но нужный элемент комплекта.
- ПОДМЕНА НА БЫВШЕЕ В УПОТРЕБЛЕНИИ: некоторые детали или
составляющие комплекта заменяют на уже выработавшие часть
ресурса.
Основные приемы обмана покупателей производителями товара:
- КРАЖА ТОРГОВОЙ МАРКИ. Вы покупаете джинсы марки "Levi'S"
и только дома начинаете догадываться, что этот "левис"
изготовлен на подпольной фабрике где-нибудь в Китае.
- ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПОХОЖЕЙ ТОРГОВОЙ МАРКИ. Производитель низкока-
чественной продукции придумывает название торговой марки,
созвучное названию другой торговой марки -- хорошо себя
зарекомендовавшей. Покупатель что-то слышал о хорошей марке
товара и охотно хватается за похожее название, считая, что
вспомнил его правильно. К примеру, есть хорошие аудиокассеты
MAXELL и плохие аудиокассеты MAXWELL, MAXWELLE и пр.
- ЗАНИЖЕНИЕ ПОРЦИИ. Торт может весить несколько меньше, чем
написано на этикетке. Металлическая консервная банка может
содержать обозначенный на этикетке продукт в заметно меньшем
количестве, чем позволяет ее объем. Остальное заполняется
жидкостью, так что по весу определить обман невозможно. Если
это томаты в томатном же соке, то потеря невелика. Но если
вместо плотно уложенных кусков говяжьей тушенки плавает в
жиже несколько жилистых ломтиков, это раздражает. (Вообще,
прозрачная упаковка предпочтительнее. Те же помидоры в же-
лезной банке могут, к примеру, оказаться вместе с остатками
стебельков. Это не вредно, но аппетит испортит.)
- УДЕШЕВЛЕНИЕ РЕЦЕПТУРЫ. В такую-то колбасу надо класть,
согласно техническим условиям, столько-то свинины и
столько-то говядины определенного сорта, но если недобросо-
вестный производитель заменит высокосортное мясо на более
дешевое, не изменяя при этом цены продукта, то не всякий
покупатель заметит отличия, а если и заметит, то ничего не
докажет.
- СОКРЫТИЕ ДАТЫ ПРОИЗВОДСТВА И/ИЛИ ПРЕДЕЛЬНОГО СРОКА РЕАЛИЗА-
ЦИИ. Надпись, указывающая предельный срок реализации, может
быть специально сделана нечетко или оформлена так, что ее
можно принять за дату изготовления. В некоторых случаях
указанный крайний срок хранения может быть верен лишь при
определенных условиях, о которых не упоминается.
Чем более положительную репутацию заработал торговец (или
производитель), тем больше у него возможность обмануть клиента,
и тем больше возможность у других торговцев (производителей)
использовать его репутацию для обмана (подделать торговую марку
и т. д.).
Продавцы обычно учитывают придирчивость покупателей: женщинам
выбирают тщательно, мужчинам и детям подсовывают то, что похуже.
Опытные продавцы знают, что покупатель легко соглашается
переплатить за следующие товары:
- Малостоящие, которые используются редко или в небольших
количествах. (Например, зубочистки.)
- Доказывающие любовь, признательность кому-то. (Например,
цветы.)
- Обеспечивающие престиж, демонстрирующие способность тратить
деньги. (Например, авторучки "Parker".)
- Являющиеся средством самопожертвования: чем выше цена, тем
значительнее и приятнее самоистязание. (Например, несезонные
фрукты в больницу ребенку.)
Чтобы не стать жертвой недобросовестности продавцов, надо
придерживаться следующих правил.
- Не покупать первый попавшийся на глаза товар, а исследовать
ситуацию на рынке. Иногда такой подход приводит к потерям,
но чаще вы будете в выигрыше.
- Не торопиться во время покупки, особенно если продавец
подгоняет вас.
- Обеспечить себе возможность возврата товара, если обнаружится
его недоброкачественность: истребовать и сохранить чек,
получить печать в паспорт изделия, запомнить расположение
ларька и внешность продавца.
- По возможности дополнительно проверить товар после покупки,
не отходя от прилавка.
Никогда не следует покупать с рук еду и лекарства, так как
вероятность обмана в этом случае наиболее велика, а последствия
для здоровья могут быть самые тяжелые.
Закон защищает права покупателя. Покупатель в случае обнару-
жения дефекта в товаре имеет право:
- расторгнуть сделку;
- заменить дефектный товар на товар без дефектов;
- получить обратно часть своих денег, если соглашается
оставить у себя дефектный товар;
- требовать возмещения убытков, причиненных дефектным
товаром.
Купив сложную бытовую технику (например, холодильник) про
запас, не отправляйте ее сразу в кладовую. Пусть поработает
некоторое время. Большинство дефектов выявляется в начале
эксплуатации. Пока не истечет срок гарантии, будет возможность
сделать бесплатный ремонт или вообще избавиться от вещи.
Рискованно покупать вещи, бывшие в употреблении. Прежний вла-
делец мог разукомплектовать их и частично испортить. Возможно,
их продают именно потому, что выявились какие-то дефекты, о
которых стараются умолчать.
Бытует незаслуженное доверие к импортным товарам. Покупатель
надеется, что борющаяся за внешний рынок страна прилагает особые
усилия к обеспечению качества экспорта. Но такое мнение ошибочно.
Внешний рынок бывает разный. В чужой захудалой стране бывает
легче столкнуть скверный мелкий товар, чем в своей собственной.
Пусть обманутые клиенты возмущаются сколько угодно: до виновников
они все равно не доберутся. Отечественным обманщикам могли бы еще
при случае побить стекла в окнах, а за границу ради этого никто
не поедет. Наименее рискованно покупать иностранный товар в
неэкспортном исполнении, то есть без надписей на русском языке.
Отечественный товар, оформленный на экспорт, также не должен
получать поблажки. Если он не попал за границу, значит, что-то
с ним не так. Возможно даже, что экспорт и не предполагался,
а этикеткой просто хотели усыпить бдительность отечественных
простаков.
Качество товара или услуги из одного источника может сущест-
венно различаться в зависимости от времени, в которое они были
произведены. А. Хейли ("Колеса"): "Понедельники и пятницы на
автомобильных заводах из-за прогулов -- самые тяжелые для на-
чальства дни ... дело в том, что по четвергам обычно выдают
жалование, и многие рабочие предаются трехдневному запою или
принимают наркотики, а в понедельник отсыпаются или приходят в
себя ... Поэтому большинство машин, выпущенных в понедельник и
в пятницу, собраны кое-как ..., и те, кто в курсе дела, избегают
их как гнилого мяса". Аналогичные факторы имеют место в любой
области деятельности. Поэтому если вы, к примеру, собираетесь
к зубному врачу, то лучше появиться у него в середине недели и
ближе к началу его смены, но не в самом начале, когда имеет место
что-то вроде разминки. Зубной врач вряд ли пьянствует и принимает
наркотики, но всякий человек устает к концу рабочего дня и осо-
бенно к концу рабочей недели.
В разных странах существуют "общества защиты потребителей",
но от них больше шума, чем пользы, и возлагать на них большие
надежды не следует. Правительства финансируют эти общества, чтобы
показать заботу о народе. Общества защиты потребителей издают
журналы, должные помочь сделать выбор на рынке, лоббируют законы
в защиту потребителей и консультируют неудачливых покупателей.
Если какой-либо товар широко рекламируется, это не значит, что
он лучший: качественные и нужные вещи будут раскуплены и без
навязчивого оповещения об их достоинствах.
Чем шире реклама товара, тем дороже он обойдется покупателям.
Для многих интенсивно навязываемых изделий расходы на рекламу
составляют до 30 и более процентов их цены.
Неконкретные характеристики товара ("высокоэффективный",
"престижный", "самый модный", "дающий уверенность в себе"
и т. п.) не могут стать предметом судебного разбирательства,
а потому не следует вообще обращать на них внимание.
Считается, что фирма процветает, если регулярно появляется ее
реклама. Между тем, отчаянная, особо дерзкая реклама может
оказаться и последней попыткой разоряющегося предприятия
удержаться на рынке.
Надо избегать восприятия рекламы, к которой у вас нет
непосредственного интереса, и критично относиться к рекламе,
которую вы изучаете с целью приобрести мнение о товарах.
Реклама вредна для личности тем, что внедряет в подсознание
примитивные, лживые и бесполезные образы. Чтобы от них защи-
титься, надо, среди прочего, поменьше слушать радио, а при
просмотре телевизора выключать звук на "рекламных паузах".
Реклама в основном не столько уведомляет покупателя, сколько
манипулирует его психикой. Сообщая конкретные сведения о товаре,
продавец обычно не лжет, потому что за это полагается наказание,
но о недостатках товара он почти всегда умалчивает, поскольку
иначе не сможет заработать на жизнь. Правда, иногда используется
следующий трюк: продавец поругивает какой-то из своих товаров,
чтобы втереться в доверие покупателю и вернее сбыть другой.
Если реклама заявляет, что такое-то изделие -- лучшее в мире,
то возможно, это не так, но покупатель думает, что приобрел самое
достойное из существующего, и получает от этого дополнительное
удовольствие. Обеим сторонам хорошо. Все вокруг начинают дружно
считать, что такое-то превосходит все остальное. Мало у кого есть
возможность сравнить "лучшее" с "хорошим", так как это и сложно,
и различия невелики, и критерии расплывчаты. Значительный интерес
в разоблачении рекламного мифа есть только у неудачливых конку-
рентов, но, во-первых, у них мало на это средств (средства уходят
к тому, кто "лучший в мире"), во-вторых, разрушать чужой миф --
значит поставить под угрозу и свой собственный -- поскольку и
пострадавшие не останутся в долгу, и покупатели будут осторожнее.
Таким образом общество увязает в псевдознании -- исполненное
уверенности, что владеет истиной.
Так называемое "стимулирование сбыта" является в значительной
степени игрой на человеческих слабостях. Попавшийся на трюк поку-
патель может оказаться в проигрыше по сравнению с теми, кто про-
явил осторожность. Рассмотрим некоторые приемы "стимулирования".
- ПРЕМИЯ. В одну из N упаковок товара вкладывается какой-нибудь
мелкий сюрприз. Или же в каждую упаковку помещается нумерован-
ная картинка, и когда таких картинок соберется полный набор,
их владелец получает от фирмы подарок. Это особенно нравится
детям. Стоимость всех радостей включается в цену товара.
- ИМИТАЦИЯ ДЕШЕВИЗНЫ. Торговец помещает рядом два ларька. Одни
и те же помидоры он выставляет в одном по 500 рублей, в другом
по 700. Покупатели, зачарованные возможностью экономии,
выстраиваются в очередь за 500-рублевыми помидорами, хотя
немного дальше по улице можно приобрести у другого продавца
то же самое за 450.
- СЕЗОННАЯ РАСПРОДАЖА. Продавец некоторое время держит высокие
цены и умудряется кое-что продать тем, у кого слишком много
денег. Потом объявляет снижение цен в связи с сезонной
распродажей. Сезонная распродажа -- привитый покупателям
миф. Они устремляются туда, где объявлено снижение цен под
сезонным предлогом, и покупают больше, чем им надо, и не совсем
то, что им надо (хотя на некоторые изделия цены не снижались
вовсе, на некоторые они были специально завышены ради эффект-
ной уценки, а для некоторых даже и после снижения они слишком
высоки, если принять во внимание потребительские качества).
- ПРЕЗЕНТАЦИЯ. Продавец собирает публику, нахваливает себя и
товар, продает первую партию по льготной цене. Это льготу ему
компенсируют следующие покупатели, привлеченные шумихой. В то
же время его конкурент, сэкономивший на такого рода спектакле,
продает тот же товар дешевле.
- КЛУБ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ. Производитель, продавцы создают общество
потребителей своего товара -- с целью "обмена опытом". У
потенциальных клиентов снижается страх перед риском покупки.
Между тем, хороший товар -- это, может быть, как раз такой,
который не нуждается в дополнительном клубном "сервисе".
В общем, покупателю надо держать ухо востро и не слишком
доверять интуиции -- потому что хитрые торговцы стремятся
воздействовать именно через подсознание.