Способность человека к выживанию обеспечивают следующие
факторы:
- вещи (снаряжение, запасы и пр.);
- знания (об опасностях, способах защиты от них и пр.);
- навыки;
- физические качества (сила, выносливость и пр.);
- характер, моральные установки;
- образ жизни;
- социальное положение, социальные связи.
Психические качества, в наибольшей степени существенные для
выживания:
- осторожность;
- внимание к людям и обстоятельствам;
- склонность к сомнениям;
- индивидуализм;
- способность налаживать отношения с людьми;
- консерватизм, осторожное отношение к новому;
- готовность к переменам;
- способность приспосабливаться, находить компромиссы;
- упорство, способность к насилию над собой;
- изобретательность, способность находить существенно новые
и радикальные решения;
- склонность к пессимистичной оценке условий и к оптимис-
тичной -- возможностей действия в них;
- умение радоваться, отсутствие склонности к депрессии.
Для поддержания живучести нужен постоянный умеренный поток
неприятностей. Благополучие ослабляет защитные способности
организма. Надо стремиться к благополучию и иногда ненадолго
его достигать, но потом снова возвращаться к состоянию неполной
удовлетворенности. Длительное чувство счастья -- это почти
смертный приговор.
Тяжесть страданий зависит от точки зрения на них, и точку
зрения надо выбирать такую, чтобы они выглядели умеренными.
Живучий индивидуум -- это ироничный циник с полупустым
желудком.
Можно выделять 4 уровня освоения системы выживания:
1-й: приобретение знаний; изменение поведения, не требующее
значительных усилий над собой;
2-й: приобретение средств обеспечения безопасности; создание
запасов; модифицирование жилища; ношение снаряжения для
чрезвычайных ситуаций;
3-й: модифицирование поведения, требующее значительных усилий
над собой (отказ от вредных пристрастий, умеренное
развитие тела, приобретение специальных несложных навыков);
закаливание холодом; регулярное гигиеническое голодание;
4-й: существенное развитие тела; приобретение специальных сложных
навыков (рукопашного боя, стрельбы из лука и т. д.).
Если говорить о непосредственных источниках причиняемого людям
вреда, то можно считать, что для жителей технически развитых
стран относительный вес этих источников представлен следующим
образом (в %%):
автомобили 2,0
другие технические средства 1,0
загрязнение среды обитания 7,0
войны 1,0
преступники 0,5
стихийные бедствия 0,4
звери, птицы, рыбы, пресмыкающиеся 0,1
неизбежные болезни 10,0
болезни, вызванные неправильным
образом жизни 80,0
Относительный вес факторов неправильного образа жизни (в %%):
гиподинамия 30
курение, употребление алкоголя и наркотиков 20
переедание или недоедание 10
неблагоприятный состав пищи 10
нечистоплотность 10
психическое перенапряжение 10
конфликты 7
прочее 3
Если рассматривать первопричины вреда, то это на 95% глупость
и на 5% естественные факторы, от которых невозможно защититься
посредством известных способов и приемлемых затрат.
30% потенциала повышения личной безопасности реализуется на
личном и семейном уровне, 60% -- на национальном и 10% -- на
международном.
Все численные данные этого раздела являются экспертными оцен-
ками, основывающимися на результатах различных статистических
исследований и общих соображениях. Действительное значение тех
или иных факторов может отличаться от приведенного здесь в
несколько раз, но его более точное определение практически
невозможно из-за многообразия взаимных связей между факторами.
К примеру, если человек гибнет под колесами автомобиля, то
причиной может быть не только существование автомобиля, но также
отчасти и то, что этот человек был толст и потому неповоротлив;
что он был к тому же невнимателен из-за того, что пересидел за
компьютером и, сверх прочего, поругался с коллегой из-за различия
в мнениях по поводу войны, которую США вели во Вьетнаме, и на
которой он пострадал от малярии, будучи покусан малярийными
комарами.
Опыт всякой деятельности регистрируется в правилах. Для нович-
ков смысл правил не всегда бывает понятен, но это не значит,
что они бесполезны. А у правил, как известно, бывают исключения.
Нередко они выражаются как дополнительные правила, но иногда о
них приходится только догадываться.
Можно различать правила защиты от вредных факторов и правила
защиты от опасностей. Нарушители первых страдают всегда,
нарушители вторых страдают среднестатистически, но любой
отдельный нарушитель может оказаться и в выигрыше.
В определенном смысле можно утверждать, что сознательный нару-
шитель правил защиты от опасностей иногда рискует меньше, чем
тот, кто их соблюдает: первый знает, что подвергается угрозе, и
поэтому бдителен; второй расслабляется (надеясь, что соблюдение
правил само по себе обеспечит его благополучие) -- и становится
жертвой нарушителей правил или других факторов.
Учиться надо на чужих ошибках, но собственные как-то поучитель-
нее. Невозможно выработать достаточно правдоподобные представле-
ния о мире, если исследовать его феномены исключительно путем
наблюдения с большого расстояния или даже по книгам. А руковод-
ствоваться ложными представлениями значит подвергать себя
опасности. Поэтому искусство выживания, по-видимому, состоит не
в том, чтобы избегать всякого вреда и всякой опасности, а в том,
чтобы платить малую цену за существенный опыт: через знакомство
с мелкими неприятностями прогнозировать и предотвращать аналогич-
ные крупные; спотыкаться слегка и по одному разу на каждом
малозаметном камне, чтобы впредь его обходить.
... Моим правилом было всегда стремиться побеждать
скорее себя, чем судьбу, изменять свои желания, а не
порядок мира, и вообще свыкаться с тем, что в полной
нашей власти находятся только наши мысли.
Р. Декарт. "Рассуждение о методе" (ч. III).
Если вам приходится подолгу ждать автобуса на остановке, то
может быть, проблема решится, если вы обратите внимание на
закономерности его движения. Если сосед сверху докучает вам
по ночам своим шумом, то возможно, будет достаточно устраиваться
спать в другой комнате. Если вам кажется, что в продовольственном
магазине возле вашего дома слишком неопрятно, то надо попробовать
делать основные закупки в магазине, который находится возле места
вашей работы. В общем, при столкновении с чрезмерно неблагоприят-
ными условиями не обязательно идти на конфликт или отчаиваться, а
можно попробовать изменить линию поведения так, чтобы уклониться
или иным образом защититься от того, что для вас нежелательно.
Если человека что-то не устраивает в условиях его жизни, он в
принципе может предпринять что-то из следующего:
1) сменить место пребывания (жилище, место работы, город,
страну);
2) что-то изменить в своем окружении (вещи, людей, отношения);
3) что-то изменить в себе (поведение, физические качества или
взгляд на вещи).
Нередко первый способ оказывается слишком дорогостоящим, второй
обрекает на конфликт, третий задевает достоинство. Выбирать надо
тот вариант, который в конкретных условиях является более эффек-
тивным. С биологической точки зрения все они являются равнознач-
ными. Случается, требуемого результата удается добиться незначи-
тельными, но хорошо рассчитанными усилиями.
Изменение собственного поведения -- наиболее часто используемый
прием адаптации. Первым шагом является распознание закономернос-
тей окружающего мира. Можно выделять закономерности следующих
типов:
1) закономерности причины:
если A, то B; если A, то не-B; и т. д.;
2) закономерности места:
где что обычно находится и с чем соседствует;
3) закономерности периода: как изменяется интенсивность того или
иного процесса во времени; в какие моменты повторяется то или
иное событие.
Способность подмечать закономерности -- главная особенность
человека по сравнению с другими животными, и надо ее в полной
мере использовать.
В условиях обитания субъекта может выделяться микросреда
(примыкающая к субъекту и оказывающая на него непосредственное
воздействие часть среды) и макросреда (прочая среда, оказывающая
на субъекта преимущественно косвенное влияние -- через воздей-
ствие на его микросреду -- или только имеющая потенциал такого
влияния). Снижать угрозы субъекту можно изменениями в его микро-
среде и/или изменениями в его макросреде. Первое обычно сводится
к установке (или надевании на себя) некоторых защитных приспособ-
лений, второе -- к устранению или ослаблению причин, порождающих
угрозы. Если макросреда имеет тенденцию ухудшаться, то никакие
меры на уровне микросреды не могут быть в перспективе достаточно
надежными. Иными словами, невозможно обеспечить длительное личное
благополучие, если живешь в неблагополучном мире. Поэтому каждый
человек существенно заинтересован в том, чтобы и общество, и
биосфера были в хорошем состоянии, а для этого надо быть по
отношению к окружающему миру не только потребителем, но также
хранителем, совершенствователем и защитником. Указанную работу
не следует перекладывать на других не только потому, что она
большая и сложная, но также и потому, что беря на себя ее
посильную часть, психически нормальный человек чувствует себя
заметно лучше, поскольку она соответствует его здравым инстинк-
там. Правда, существует проблема различия во взглядах на то,
от чего и как надо защищать мир и к чему надо стремиться.
Мир сложен, постигается с большим трудом, но для того чтобы
благополучно существовать в нем, не обязательно понимать,
почему те или иные вещи происходят так, а не иначе; почему что-то
получается, а что-то нет.
К. Лоренц ("Агрессия", гл. 5): "Для существа, лишенного
понимания причинных взаимосвязей, должно быть в высшей степени
полезно придерживаться той линии поведения, которая уже --
единожды или повторно -- оказывалась безопасной и ведущей к
цели. Если неизвестно, какие именно детали общей последователь-
ности действий существенны для успеха и безопасности, то лучше
всего с рабской точностью повторять ее ЦЕЛИКОМ".
Новые изобретения опаснее старых, проверенных. Вредное действие
различных искусственных средств может проявиться по прошествии
значительного времени или при некотором редком стечении обстоя-
тельств. Рекламные заявления о всесторонней проверке никогда не
соответствуют действительности, поскольку природа неисчерпаема в
своих проявлениях, и всесторонность в ее исследовании недостижима
в принципе.
Некоторые примеры нововведений, вредный эффект которых был
обнаружен не сразу:
1. Рентгеновские аппараты. От канцерогенного действия рентге-
новских лучей пострадали первые врачи-рентгенологи.
2. Яд ДДТ. Использовался как эффективное средство против сельско-
хозяйственных вредителей. Позже выяснилось, что он накаплива-
ется в окружающей среде и вредно действует на человеческий
организм.
3. Персональные компьютеры. Являются удобным средством для хра-
нения, обработки, представления, передачи данных, но со
временем обнаружилось их вредное действие на зрение, на кисти
рук и на психику.
Вещи, вредное воздействие которых обнаружено, исключаются из
использования или усовершенствуются таким образом, что негативные
последствия их употребления становятся незначительными или устра-
няются совсем, но со временем появляются новые вещи, и история
повторяется.
Наиболее благоприятна для людей та окружающая среда, в которой
они сформировались как вид: именно к ней они адаптированы в наи-
большей степени.
Старое выгодно, среди прочего, тем, что позволяет обходиться
уже имеющимися познаниями и навыками.
Человек, время от времени меняющий местожительство, работу,
источники и разновидности потребляемых ресурсов, получает в
результате, что приходящееся на него количество скрытных вредных
воздействий оказывается более близким к среднестатистическому.
К примеру, если один из производителей некоторого продукта
питания подмешивает в него что-то вредное (может быть, даже из
благих побуждений), а другие не подмешивают, то человек, отдавший
предпочтение этому производителю, существенно пострадает от
своего пристрастия, а другие покупатели, приобретающие продукт
у всех понемногу, пострадают значительно меньше.
Постоянство бывает вредно также тем, что оно ...
- ограничивает степень информированности о возможностях;
- снижает способность к адаптации;
- делает индивидуума более предсказуемым, а значит, более
уязвимым в конфликтах.
Изменения не всегда требуют затрат. К примеру, не нужно
никаких усилий чтобы сменить разновидность используемой зубной
пасты.
В условиях конфликта или конкуренции то, что удалось однажды,
вполне может во второй раз уже не получиться -- поскольку
оппонент способен разобраться с причиной своих неприятностей и
прибегнуть к защитным мерам.
Изменения не всегда требуют затрат. К примеру, не нужно
никаких усилий, чтобы сменить разновидность используемой зубной
пасты.
Когда приходится решать -- выбирать новое или остаться при
старом -- можно руководствоваться следующими правилами:
- надо идти на изменения лишь в случае, если предполагается,
что полезный эффект от них наверняка значительно превысит
затраты на них;
- темп обновлений должен быть достаточно большим, чтобы
поддерживать способность к адаптации, но не настолько
большим, чтобы тратить на нее значительные силы;
- после внесения в свою жизнь какого-нибудь нового элемента
следует, насколько позволяют условия, не останавливать свой
постоянный выбор на первой же разновидности этого предмета,
с которой удалось ознакомиться: если смена предпочтений не
предполагает больших расходов, надо попробовать разное, чтобы
иметь возможность выбрать лучшее.
Если вы станете серьезно заботиться о своей безопасности в
соответствии с рекомендациями, представленными в этом пособии,
вы попадете в привилегированное положение по сравнению с дру-
гими, менее осмотрительными людьми, и перед вами встанет вопрос
о том, в какой мере делиться с ними теми разнообразными благами,
которые вы приобретете.
Конечно, во многих случаях надо оказывать помощь людям,
здоровью или жизни которых что-то серьезно угрожает. Делать это
следует хотя бы для того, чтобы в обществе сохранялась традиция
взаимопомощи, позволяющая и вам рассчитывать в трудных обстоя-
тельствах на отзывчивость окружающих.
Если вы оказываете какому-то человеку помощь, не следует лишать
его всего груза трудностей, иначе деградируют его навыки выжива-
ния. Слабые должны страдать больше сильных, иначе у сильных не
будет стимулов быть сильными, и число нуждающихся в помощи уве-
личится. Некоторая часть слабых особей должна вымирать, а если
этого не происходит, слабеет вся популяция организмов, то есть
все общество. Неуместная доброта есть преступление.
Не следует помогать, если попытка оказания помощи наверняка
причинит вам не меньший ущерб, чем тому лицу, которому вы в
состоянии помочь, или если вы считаете, что попавший в неприят-
ность человек помощи не заслуживает.
Факт неоказания помощи обычно довольно трудно выявить, а тем
более -- доказать в суде, так что вам надо заботиться в основном
о том, чтобы быть в ладах со своей совестью.
Помогайте в первую очередь тому, кому помочь хочется. Но иногда
надо свои желания сдерживать. Вряд ли стоит помогать человеку,
который вызывает у вас неприятие. Но иногда надо превозмочь себя
и в этом случае. Иными словами, следует прислушиваться к своим
инстинктам (если они у вас здравые, конечно), но не попадать
целиком под их влияние.
Каждый должен сам расплачиваться за свои ошибки -- поскольку
в противном случае у него не будет стимула к исправлению. Многие
беспечны отчасти именно потому, что рассчитывают на помощь.
Большинство людей настолько небрежно относится к своей жизни,
что приходится делать вывод о ее небольшой для них значимости.
А если так, то надо ли ради них тратиться?
Нужна разумная пропорция между защитой своих непосредственных
интересов и интересов окружающих, нации, человечества. При этом
надо исходить из трезвой оценки своего потенциала общественно
полезной деятельности. Если вы чувствуете свою исключительность,
свою призванность дать миру что-то значительное, надо относиться
к себе более бережно, иначе мир чего-то недосчитается. Правда,
многие склонны к завышению самооценки, особенно в молодости.
В обществе всегда одни прячутся за спины других. В первую
очередь, это большие начальники, богачи и "властители дум" --
те самые категории людей, которые потребляют наибольшие блага.
Они очень заинтересованы в том, чтобы насаждать самоотверженность
в "низах" и в "среднем кассе", и надо это учитывать и сдерживать
себя, когда очень хочется броситься первым на вражескую амбра-
зуру.
Жертвовать собой можно только ради чего-то очень значительного
-- и лучше лишь после того, как вырастите и пристроите своих
детей, а также сделаете то, что считаете целью своей жизни.
Старость нерадостна, и представляется, что лучше погибнуть с
пользой для общества, чем дряхлеть, болеть и каждый день видеть
в зеркале свою все более удручающую физиономию.
Что касается войн, то они без самоотверженности не выигрыва-
ются -- во всяком случае, большие войны. Здравый смысл требует
посылки на войну в первую очередь зрелых мужчин -- вкусивших
радостей жизни, опытных в делах, имеющих детей и окупивших
расходы общества на их воспитание и профессиональную подготовку,
но государству проще посылать под пули молодежь: она наивная,
здоровая, горячая, хочет отличиться, верит в светлое будущее
и уже находится под ружьем (поскольку военную подготовку так
или иначе выгоднее проходить в молодости). Сэкономив усилия на
транспортировке "пушечного мяса" в окопы, государство много
теряет в остальном, но это далеко не единственная его глупость.
Человеческий ум гибок, словарный запас богат, и любой мерзости
можно найти оправдание, если оно потребуется. Поэтому надо забо-
титься не о том, чтобы ваши действия были оправданными, а о том,
чтобы они были полезными.
Конфликт с законом переносится легче конфликта с лучшей
половиной своего "Я" (если она, конечно, имеется). Подумывайте
о том, сколько мучений ваша неразборчивость причинит вам на
склоне лет, когда начнете итожить пройденный путь и выискивать
свои заслуги и достижения.
Совесть -- это инстинкт, наличие которого обусловлено тем,
что люди, по сути, стадные существа и выживают отчасти за счет
взаимопомощи. У некоторых индивидуумов этот инстинкт недоразвит,
но надо надеяться, что вы не из таких. Совесть побуждает посту-
пать ЧЕСТНО. Удовлетворение всякого инстинкта приносит удоволь-
ствие, и совершение честных поступков не составляет в этом
исключения. Быть честным приятно.
Смертельно рисковать, чтобы кого-то спасти -- это обычно всего
лишь глупость или гипертрофированное позерство. А вот давать
жить другим -- это избавляет от многих беспокойств и к тому же
само по себе доставляет радость.
Если у вас нет убедительных доводов против того, чтобы совер-
шить некоторый поступок, представляющийся вам, тем не менее,
сомнительным с точки зрения вашей морали, воздержитесь от него
просто "на всякий случай". Но если сомнителен любой вариант
действий, решительно выбирайте тот, что выгоднее лично вам.
Человек, который повинуется всем законам
без исключения, еще более глуп, чем тот, кто
их постоянно нарушает.
Р. Хайнлайн. "Дорога доблести".
Конечно, надо считаться с существующими законами и по возмож-
ности их выполнять -- хотя бы для того, чтобы не иметь лишних
неприятностей от государства. Но абсолютизировать законы тоже
не следует, потому что это глупо. Законы придумываются людьми --
не всегда самыми умными и исходящими из лучших побуждений.
Некоторые законы абсурдны, несправедливы, вредны.
Если вас мучит соблазн нарушить закон, то углубленная мысль о
тюрьме и позоре поможет преодолеть его. Читайте книги о тюремных
нравах. Если же вы все-таки решили рисковать, то заранее освойте
уголовный жаргон, тюремные традиции, удобную для тюрьмы профессию
(например, слесаря), приемы рукопашного боя. Будьте постоянно го-
товы к бегству и постоянно носите с собой комплект для выживания
вне дома. Это ваш тяжкий крест.
Человек соблюдает законы и моральные нормы не ради других, а
ради себя самого: не только для того, чтобы избежать неодобрения,
наказания и мук совести, но также и для того чтобы не подать
другим дурного примера и тем самым не посодействовать разрушению
общественного порядка, обеспечивающего возможность совместного
существования людей.
Допустимо нарушать законы и моральные нормы в следующих редких
случаях:
1) когда они оказываются (вследствие своей упрощенности или
устарелости) явно во вред обществу;
2) когда другие люди их уже отвергли, и тот, кто их по-прежнему
соблюдает, оказывается в очень неблагоприятном положении;
3) когда никто не знает об их нарушении, и ни общество, ни
какой-нибудь отдельный хороший человек наверняка не пострадают
из-за этого ни в малейшей степени (либо вы сможете компенси-
ровать понесенные ими потери);
4) когда вы значительно больше рискуете, соблюдая законы и
моральные нормы, чем нарушая их, причем этот риск не имеет
характера самопожертвования ради чего-то существенного;
5) когда есть коллизия (столкновение, взаимное противоречие)
между законами или когда закон противоречит здравой морали.
При намерении нарушить общественные правила на указанных
основаниях надо учитывать, что вы могли ошибаться в своем расчете
потерь и выгод или что какое-нибудь не замеченное вами или
могущее случайно возникнуть впоследствии обстоятельство воспре-
пятствует точной реализации ваших планов. Это -- дополнительный
аргумент в пользу соблюдения правил.
Законы и моральные нормы сознательно и значительно нарушаются
ежедневно и очень многими людьми, причем вовсе не на указанных
основаниях, но для вас это не должно быть поводом для того, чтобы
расслабляться. Законопослушный человек подвергается меньшим
опасностям, посильный труд и умеренные страдания полезны для
здоровья, а богатство (ради которого люди обычно нарушают закон)
не облегчает жизни, а заменяет одни проблемы другими.
Для любой вещи можно вообразить ситуацию, в которой эта вещь
окажется жизненно необходимой, но большинство таких ситуаций
маловероятно. Бесполезные вещи поглощают деньги, занимают
место, выделяют в воздух жилища вредные вещества, затрудняют
наведение порядка, уборку, переезд, эвакуацию, служат убежищами
для тараканов, отвлекают психическую энергию на решение проблемы,
как с ними быть, и может быть даже горят при пожаре. Если они
находятся вне жилища, надо заботиться, чтобы они не пострадали
от климатических факторов, воров и хулиганов. Лучше своевременно
воздержаться от их приобретения, чем потом преодолевать все эти
трудности. Запасать следует не те вещи, которые пригодятся при
надуманных ситуациях для обеспечения повышенного удобства, а те,
которые непременно пойдут в дело (но только не сразу), и те,
которые обеспечивают выживание в аварийных ситуациях. Также можно
придержать некоторые старые вещи, если удастся разместить их так,
чтобы не слишком усугублялись перечисленные выше проблемы. От
прочего надо держаться подальше, как от заразы, даже если
придется для этого иногда несколько подпортить себе репутацию.
Этот подход -- назовем его "принципом разумной достаточности"
-- надо применять в отношении всех своих приобретений, будь то
вещи, знания или социальные роли. У Дж. К. Джерома о движении
по "реке жизни" ("Трое в одной лодке", гл. III):
"Сколько людей, плывущих по этой реке, рискует затопить свои
ладьи, перегружая их всяким нелепым скарбом, который, как им
думается, сделает путешествие приятным и удобным, а на самом
деле оказывается просто-напросто ненужным хламом.
Чем только не нагружают они свое утлое суденышко, заваливая
его до самой верхушки мачты! Тут и нарядные одежды, и огромные
дома; бесполезные слуги и толпы светских знакомых, которые ценят
вас не дороже двух пенсов и за которых вы не дадите и полутора;
пышные приемы с их смертной тоской; предрассудки и моды, тщесл-
авие и притворство, и -- самый громоздкий и бессмысленный хлам --
опасение, что о вас подумает ваш сосед; тут роскошь, вызывающая
только пресыщение; удовольствия, набивающие оскомину; показная
красота, подобная тому орудию пытки, в виде железного венца,
который в древние времена надевали на преступника и от которого
нестерпимо болела и кровоточила голова.
Все это хлам, старина! Выбрось его за борт! Он делает твою
ладью такой тяжелой, что ты надрываешься, сидя на веслах. Он
делает ее такой неповоротливой и неустойчивой, что у тебя нет
ни минуты покоя, ни минуты отдыха, которую ты мог бы посвятить
мечтательной праздности; тебе некогда взглянуть ни на легкую
рябь, скользящую по отмели, ни на солнечных зайчиков, прыгающих
по воде, ни на могучие деревья, глядящие с берегов на свое
отражение, ни на зеленые и золотые дубравы, на волнующийся под
ветром камыш, ни на осоку, ни на папоротник, ни на голубые
незабудки.
Выбрось этот хлам за борт, старина! Пусть будет легка ладья
твоей жизни, возьми в нее только самое необходимое: уютное жилище
и скромные радости; ту, которая тебя любит и которая тебе дороже
всех; двух-трех друзей, достойных называться друзьями (...)
И ты увидишь тогда, что ладья твоя поплывет легче, что ей
почти не грозит опасность перевернуться, да и не беда, если она
перевернется: нехитрый, добротный груз ее не боится воды. Тебе
хватит времени и на размышление, и на труд, и на то, чтобы
насладиться солнечным светом жизни ..."
Если какой-нибудь народ перестанет мыть руки перед едой, но
сосредоточит усилия на деторождении, то поколений через двадцать
он приобретет -- ценой высокой смертности -- повышенную устой-
чивость к кишечным инфекциям. Если, живя в змеиных местах, он
перестанет обращать на змей внимание, то поколений через триста
он уже не будет слишком болезненно реагировать на яд этих
животных. А если он не будет заботиться о том, чтобы одежда
соответствовала погоде, то, заплатив большим количеством смертей,
тысячи через три лет окажется более устойчивым к жаре и холоду.
Но сколько ни будет он гибнуть под колесами автомобилей, устойчи-
вости к их ударам он не приобретет (хотя может приобрести способ-
ность водить их более ловко и уворачиваться от них более быстро).
Таким образом, все вредные факторы делятся на 2 типа: на те,
к которым можно генетически приспособиться, и те, к которым
генетически приспособиться невозможно. Чем тщательнее человек
защищается от первых, тем уязвимее от них он сам по себе стано-
вится. А единственный способ адаптации к ним -- через вымирание
(гибель или пониженное воспроизводство) менее стойких к ним
особей.
Может выделяться адаптация следующих видов:
- генетическая: изменение наследуемых свойств организма;
- физиологическая: приучение организма к тем или иным
воздействиям;
- поведенческая: уклонение от действия вредных факторов,
нейтрализация их источников и т. д.;
- вещная: создание защитных приспособлений.
Основная часть человечества идет по пути вещной адаптации,
то есть все большего снижения собственной жизнеспособности.
Что же касается генетической адаптации, то она воспринимается
большинством современных людей как слишком болезненная.
Человек со слабым генотипом может улучшить свою породу, заведя
детей от более жизнеспособного человека. Аналогично этнос,
ослабленный комфортом, может оздоровить свою кровь, смешавшись
с каким-нибудь менее цивилизованным этносом.
Для общества, для рода единственная альтернатива искусству
выживания -- производить побольше потомства (в расчете на то,
что значительная часть его погибнет от разных вредных факторов,
не успев произвести собственных детей.) Если экономические
условия не позволяют много рожать, то остается лишь заботиться
о выживании родившихся. Что же касается интересов индивидуальной
жизни, то альтернативы искусству выживания нет.