Описанные здесь приемы выживания представляют собой не обяза-
тельный кодекс, а, скорее, запасную позицию, на которую каждый
может отойти, если убедиться, что привычных для него мер само-
защиты оказывается недостаточно, и что везение -- не его удел.
В большинстве своих неприятностей люди виновны сами, то есть
причиной их потерь является беспечность -- проявленная не только
в некоторый критический момент, но и в предшествующий длительный
период, когда можно было подготовить к этому моменту свои вещи,
тело и психику.
Специалист по выживанию старается не слишком выделяться среди
других людей. Он одевается добротно, но не броско, всегда имеет
при себе сумку с кое-какими вещами на случай неблагоприятных
обстоятельств, ведет себя сдержанно, не стремится в первые ряды.
На всяком месте он устраивается поудобнее: чтобы было светло, но
солнце не слепило глаза; чтобы воздух был свежий, но не дуло;
чтобы поза требовала наименьшего напряжения сил; чтобы по
соседству не было никаких опасностей. Он всегда внимателен к
происходящему вокруг, но никого не раздражает своим любопытством.
Приятные, полезные и необходимые дела он не имеет обыкновения
откладывать на потом. Он всегда наготове, но поддерживает свою
готовность без напряжения, потому что она для него привычна. Он
никогда не забывает проверить перед выходом из дома наличие
ключей в кармане, состояние плиты на кухне, а после выхода также
убедиться, что дверь надежно заперта. Его не увидишь ни в длинной
очереди, ни в разгоряченной толпе. Он спокойно переносит непри-
ятности, а в радости не бывает беспечен. Он смеется над жизнен-
ными проблемами, потому что они редко застают его врасплох.
Человек, подготовленный к неприятностям, встречает их без
ужаса и, может быть, даже с некоторой радостью, поскольку у
него появляется возможность доказать себе и другим, что его
усилия не были напрасными, и получить некоторые преимущества
по сравнению с другими, менее предусмотрительными людьми.
Подготовка к неприятностям имеет, среди прочего, психотера-
певтический эффект: во-первых, уменьшает основания для опасений,
во-вторых, расходует их стимулирующую способность на конкретную
полезную деятельность.
Одно из предполагаемых последствий чтения этой книги --
некоторая разгрузка совести. Люди вокруг нередко испытывают
слишком много страданий, и перед всяким не слишком порочным
человеком возникает вопрос, каким образом и в какой степени
оказывать им помощь и какую долю вины за происходящее брать
на себя. По-видимому, более правильно ведет себя не тот, кто
помогает соседу вытирать кровавые сопли (хотя иногда это тоже
надо делать), а тот, кто принимает меры, чтобы не оказаться на
месте этого соседа и не создать другим людям дополнительных забот
(включая необходимость решать моральные проблемы). Больше любит
людей не тот, кто бежит сдавать кровь при известии об очередной
катастрофе, а тот, кто что-то делает, чтобы катастроф происходило
поменьше. Публично сострадать и оказывать самоотверженную помощь
-- это и полезно для репутации, и приятно, а добиваться того,
чтобы люди поменяли свой образ жизни на менее опасный и перестали
устилать своими трупами поля и тротуары, -- значит обрекать себя
на неприязнь и даже ненависть большинства. Большинство считает,
что думает и действует правильно, а если при этом все-таки не
достигает нужных результатов, то винваты случайности, или
правительство, или кто-то еще -- но только не они сами.